80 лет назад, в марте 1942 года, в Сибирь, далее в Якутию были депортированы финны и немцы, жители Ленинграда и Ленинградской области. Депортировали и русских, имевших родственные связи с ними. И как узнаете дальше, в те годы представители многих национальностей оказались в числе неблагонадежных.
Сколько всего финнов и немцев переселили в Якутию? Сколько из них выжило на студеных берегах устья Лены и Северного Ледовитого океана? Вообще, в чем они оказались виноваты перед государством, что их насильно выселили с нажитых мест?
15 марта 1942 года вышло постановление Военного совета Ленинградского фронта о выселении «неблагонадежных» граждан СССР, имевших финские и немецкие корни, из мест постоянного проживания в Сибирь.
Весной того же года их депортировали в Красноярский край и в Иркутскую область, на лесозаготовки. Но летом и осенью 1942-го, их переселили еще дальше, в Якутию, на Крайний Север. У нас их называли «спецпереселенцы».
Напомним, еще не была снята блокада Ленинграда; после успехов битвы под Москвой, весной 1942 года наши войска терпели поражения. А по «Дороге жизни» через Ладожское озеро навстречу машинам с хлебом, шли колонны с депортируемыми финнами и немцами.
«По данным НКВД, из Ленинграда и пригородных районов в 1942 году было вывезено 28 тысяч ингерманландских финнов», — пишет историк-краевед, специализирующийся на этой печальной истории выселения народов СССР, Николай Габышев. 15 лет он прожил в Булунском улусе. Встречался с финскими спецпереселенцами, их детьми, очевидцами тех страшных событий из числа местных жителей, записывал их воспоминания о тех страшных годах.
Приведем здесь отрывки из его исследования по депортации финнов и немцев в Сибирь, в районы Якутии. Ранее они выходили в журнале «Якутский архив». Напомним, что это специализированный научно-популярный журнал для архивистов и историков, краеведов, любителей истории. Понятно, что интересные публикации по той или иной теме, могли пройти мимо внимания широкого круга читателей, кроме узкого круга специалистов и исследователей. Поэтому мы стараемся восполнить этот пробел, пользуясь возможностями интернета, социальных сетей.
Как Ижорская земля была шведам отдана
Ингерманландия – так шведы назвали область земель между Нарвой и Ладогой. По одной из версий, название происходит от финского названия реки Ижоры – Инкери, что в переводе с финского, «изгиб реки». Но согласно летописи аж 1240 г., эта земля принадлежала Великому Новгороду и называлась «Ижорская земля».
В 1611 году она переходит под власть Швеции и остается под ее влиянием до 1703 года до Северной войны, между Швецией и Россией.
Как известно после победы над шведами, Петр Первый заложил крепость, ставшей впоследствии городом Санкт-Петербург. В 1710 году в состав губернии вошла Ингерманландия.
«До 1930-х ущемления прав финнов не было»
В конце 1920-х годов на территории Ленинграда и области проживало 140 тысяч 212 финнов-ингерманландцев, из которых большая часть – более 121 тысяч человек проживали в сельской местности, занимаясь земледелием, животноводством и рыбным промыслом. В 1930 году функционировало 286 финских школ.
«До 1930-х годов ущемлений прав финнов-ингерманландцев, волею судеб оказавшихся на территории СССР, не было», — отмечает Николай Габышев. СССР соблюдал Тартуский мирный договор, подписанный с Финляндией в 1920 году. В нем особо оговаривались и права ингерманландских финнов – от религиозной деятельности до муниципального и местного судопроизводства.
Отметим, что подобная практика и в царской России была не нова: вспомним Сибирский приказ или Степное Уложение, ведавшие жизнью коренных народов Сибири, инородцев, в рамках российских законов, но с учетом особенностей этих народов. Так, в Якутии, например, действовала своя Степная дума – законодательный орган якутов второй половины 19 века.
Депортации финнов в СССР: от Беломорканала до Казахстана
В отношении финнов Ингерманландии, части Ленинградской области, всё поменялось в 1930-х годах с началом раскулачивания и коллективизации.
«В 1930 – 1931 годы отсюда было выселено около 4 320 финских семей или примерно 18 000 человек. В основном, это крестьяне, которых насильно отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала, печально известного Беломорканала», — говорит исследователь депортации финнов Николай Габышев.
Очередное массовое изгнание финнов проводилось весной 1935 года. Эта акция получила название «очистка погранполосы Ленобласти и Карелии от кулацкого и антисоветского элемента в порядке репрессии».
Распоряжение о проведении акции было подписано 25 марта 1935 г. наркомом НКВД Генрихом Ягодой. СССР в те предвоенные годы опасался вторжения Финляндии, вероятного противника, союзника нацистской Германии и проводил так называемые, превентивные меры, в виде выселения «пособников» — финнов и немцев. Всё это привело, как мы помним, к советско-финской войне 1939-1940 годов, о которой не любят вспоминать до сих пор.
«Тогда, после этого распоряжения НКВД было выселено 3 457 семей. Из них около 1 000 семей по железной дороге отправили в Таджикистан, 306 семей из Карелии – в Западную Сибирь, остальных выселили в Казахстан. Всего было выслано около 15 тысяч человек, это женщины и дети, старики», — приводятся цифры в исследовании Габышева.
Но, как оказалось, это было только началом страшной депортации 1942 года, спустя семь лет после депортации 1935-го.
Продолжение следует.
Аркадий Лебедев
В публикации использованы материалы ж. «Якутский архив», открытые источники.
Фото – спецпереселенцы на рыбном промысле в Якутии, yakutia.pomnit.ru.