Ровно 10 лет назад, 29 июня 2012 г., открыл свои двери для первых пассажиров новый пассажирский терминал аэропорта «Якутск». Сейчас уже и представить себе сложно, как раньше пассажиры обходились без современного аэровокзала, оснащенного эскалаторами, тремя телескопическими трапами и удобной системой выдачи багажа.
Открытие нового терминала стало для всех якутян и работников аэропорта стало долгожданным событием.
С вводом в эксплуатацию нового здания аэровокзала для пассажиров аэропорта “Якутск” впервые стало возможно получать багаж, не выходя из здания, — до этого выдача багажа осуществлялась в другом здании. Кроме того, пассажиры впервые начали пользоваться телескопическими трапами. И то, и другое значительно повысили комфорт пассажиров, особенно в зимний период. Огромный прорыв был сделан в части обслуживания маломобильных пассажиров. В новом аэровокзале площадью в 17,5 тыс. кв.м. заработали такие услуги, как комната матери и ребенка, медпункт, бизнес-зал. Благодаря современному досмотровому оборудованию пропускная способность терминала увеличилась до 700 пассажиров в час.
Наличие современного аэровокзала с перечнем всех услуг прямо повлияло на увеличение рейсов, привлекались авиакомпании, вводились новые направления. Как следствие, начал увеличиваться один из основных производственных показателей аэропорта – пассажиропоток. Если в 2010-м через аэропорт «Якутск» прошло 550 тысяч пассажиров, то в 2015-м – уже 871 тыс., а в 2019-м –около 950 тысяч человек.
***
Вот что рассказывает Иннокентий Николаев, главный архитектор Республиканского проектно-изыскательского института «Якутпроект», занимавшийся архитектурой терминала:
— Проектирование нового пассажирского терминала велось по заданию Правительства РС (Я) с 2008 г. В 2010 г. проект был утвержден, с этого же года началось строительство. По плану, терминал должен был открыться к МСИ «Дети Азии» в 2012 г., так и случилось — терминал заработал аккурат перед Играми, 29 июня 2012 г.
При проектировании здания терминала архитекторы хотели заложить в нем национальные черты, якутские мотивы.
— Мы исходили из идеи, что аэропорт – это место, с которого начинаются большие и маленькие путешествия. А у якутов традиционный вид транспорта – это лошадь, с ней связана целая культура, в том числе с ее убранством, — объясняет Иннокентий Афанасьевич.
За основной образ, как символ путешествий, архитекторы взяли фигурные седельные крючки (як. Хонсуоччу), какие делали в старину якутские кузнецы. Существует две разновидности седельных крючков – женский и мужской.
В виде женского седельного крючка оформлены столбы перед входом в здание. При этом декоративное ограждение между этими столбами оформлено в виде якутского национального мужского пояса, использован поясной узор (як. кур оһуора). Если приглядеться, то элементы пояса состоят из узоров «чэчир» и «айан» в виде головы лошади, а по центру расположен солярный знак (орнамент), символизирующий солнце и круговорот жизни.
— Таким образом, выстраивается такая композиция: как будто две женщины (образ седельных крючков) держат мужской пояс, снаряжают мужчину в путь-дорогу. Ведь в старину традиционно в путь отправлялись только мужчины, а женщины оставались дома, провожали своих мужей, — рассказывает главный архитектор. – А мужские седельные крючки использованы уже в оформлении самого вокзала. Они висят под козырьком здания. Посыл такой: мужчина пересаживается с лошади на воздушный транспорт и отправляется в дальнейший путь. Всего здесь пять крючков.
Козырек, выступающий перед зданием, имеет практическое значение, ограждая пассажиров от дождя и снега. Но он также, повторяя очертания традиционного якутского жилища балаган (як. Балаҕан), символизирует дом, родину.
В старину у каждого балаган должна была стоять коновязь — сэргэ. Есть она и здесь. Около нее проходят все моменты встреч и расставаний. Принято по возвращении домой или перед отъездом из родного города получить благословение, коснувшись ладонями или приобняв бронзовый Тойон Сэргэ.
Но самый главный образ, использованный в архитектуре терминала – это орел. 5-метровая голова орла из бронзы выступает над козырьком здания. Орел – священное для якутов животное, которое фигурирует в якутской мифологии, легендах, олонхо. По преданиям, он – покровитель и защитник рода людского. Его сакральное имя – Өксөкү. По весне он пролетает над людьми, и его полет считается благословением с небес. Вот и очертания всего здания напоминают расправленные крылья орла.
Мифический орел из олонхо имеет три головы. Если приглядеться, то орел на фасаде и правда имеет три головы. Просто нужно смотреть очень внимательно.
Сегодня образ трехголового орла использован в официальном логотипе аэропорта «Якутск», который был принят после присвоения ему имени Платона Ойунского.
За последние три года в аэровокзале появились такие услуги, как зал повышенной комфортности в зоне вылета, Пункт приема малогабаритных грузов до 30 кг, а в этом году заработала автоматизированная камера хранения с ячейками трех видов, в т.ч. для нестандартного багажа, с холодильником и морозильником для хранения продуктов.
Услуги для пассажиров:
— Комната матери и ребенка (бесплатно для пассажиров с детьми до 7 лет за 6 ч до вылета);
— Медпункт (бесплатно для маломобильных пассажиров), тел. (4112) 49-10-66;
— Бизнес-зала (с отдельным прохождением всех предполетных процедур, услуга платная), Зал повышенной комфортности, тел. (4112) 49-10-16;
— Пункт приема малогабаритных грузов до 30 кг. Вы можете отправить мелкий груз, посылки в города России и населенные пункты РС (Я) — согласно расписанию полетов аэропорта. Тел. (4112) 49-13-97. Режим работы: пн-пт 05:00 — 13:00;
— Информация о рейсах — тел. 31-88-44 (автоматизированная справочная);
— Онлайн-табло: https://yks.aero/
Также напоминаем вам о том, что на стойках регистрации у нас работают кнопки лояльности, воспользовавшись которыми вы можете оценить качество обслуживания в аэропорту.
Пресс-служба АО «Аэропорт Якутск»