Многие родители задаются вопросом: «Как мотивировать ребёнка учиться?» Ответ многих разочарует: самая сильная и действенная мотивация всегда идёт изнутри, и мы не можем повлиять на внутренние побуждения другого человека. Но есть способы помочь ребёнку эту мотивацию развить и укрепить. Как это сделать, рассказывает психолог, эксперт по эмоциональному интеллекту Виктория Шиманская.
1. Интересуйтесь
Но не в формате «Что сегодня получил?» или «Как прошёл день?» (уверена, большинство детей ответят: «Нормально»). Задавайте правильные вопросы: «Какое самое интересное событие было в школе?», «Какой новый факт был самым любопытным сегодня на уроках?» Возможно, главным событием в школе окажется то, что ребёнок из окна класса увидел белку, — ну и прекрасно! И да, ваш интерес, конечно, должен быть искренним.
2. Визуализируйте
Сделайте трекеры успеха. Например, ваш школьник учит таблицу умножения: пусть это будет трекер с табличкой на 2, 3, 4 и так далее. Ребёнок будет видеть свой прогресс и отмечать все достижения. Также очень полезно визуализировать интересы ребёнка. Распечатайте его расписание (и не забудьте учесть не только уроки, но и перемены!) и каждый день после обсуждения школьных дел отмечайте, на каких уроках у ребёнка чаще всего происходят интересные события, какие новые знания его волнуют больше всего. И очень скоро вы увидите, какие предметы вызывают у него наибольший энтузиазм.
3. Помните: учебники — только начало
Ищите новые формы подачи информации. Ваш пятиклашка влюбился в рассказы о пирамидах или древнегреческих правителях после уроков истории? Отлично! Можно посмотреть на эту тему фильм или мультфильм. Сходить в музей, чтобы увидеть мумию своими глазами. Почитать мифы, собрать модель пирамиды, попробовать провести раскопки на даче — придумать можно что угодно! Конечно, углубляться так в тему по всем предметам не стоит — достаточно одного-двух (а понять, какие именно это предметы, поможет предыдущий пункт).
4. Избавьтесь от завышенных ожиданий
Вы могли быть отличником в школе и душой компании, а ваш ребёнок порой хватает тройки и предпочитает побыть один на перемене. Катастрофа! Стоп, нет. Ваш опыт — это ваш опыт. Выдохните. Свою школу вы уже окончили, а школьный опыт ребёнка может отличаться от вашего, и это нормально. Не надо «жить прошлым» — но и о будущем нужно тревожиться чуть меньше. Конечно, хочется распланировать всю жизнь ребёнка до 18/20/30 лет. Но выдохните еще раз. Всё может поменяться даже через год. То, что ваш ребёнок сейчас пошёл в музыкальную школу, не значит, что он в будущем станет студентом Гнесинки. Не надо давить на него тем, что он должен обязательно стать кем-то конкретным через 10–15 лет.
5. Стройте график работы и отдыха
Перерывы не менее важны, чем домашние задания и бесконечные кружки. А ещё, возможно, часть домашних заданий можно выполнять не сидя за столом, а во время прогулки, например. Можно идти из школы вместе и повторять таблицу умножения или правило на «жи-ши». А ещё не забывайте: суть не в том, чтобы, делая уроки, за 25 минут обязательно успеть выполнить условные 5–10 заданий. Система должна быть гибкой. Обратите внимание на то, какие задания даются школьнику легко, а какие требуют дополнительных усилий. Например, он быстро решает задачки по математике, а расставление запятых в упражнении по русскому требует больше времени. Исходя из этого и выстраивайте удобный график домашней работы и отдыха.
6. Не сравнивайте ребёнка с другими
«А вот Маша получила пятерку! А ты — тройку!» Знакомо, не правда ли? Сравнение обычно происходит потому, что родитель не умеет создать пространство для мотивации. А ведь сравнение — это фактически наказание, призыв «не будь собой», сообщение «такой, как ты сейчас, ты мне не нравишься». Ребёнок и правда может постараться в следующий раз ответить на уроке лучше Маши. Но не потому, что мотивирован, а потому, что он боится потерять любовь родителей. Ведь если он делает что-то хуже Маши — он плохой, он не достоин доброго отношения и принятия. Вместо сравнения лучше спросите у ребёнка, как он сам оценивает свой результат. Какого результата он хотел бы достичь? Что он сделал хорошо, а над чем еще стоит поработать? Как он будет выстраивать свою работу в следующий раз?
7. Хвалите правильно
Нет, слово «молодец» не самая подходящая похвала. Оно оценочно. В этот раз молодец, а в следующий вдруг нет? Лучшая похвала безоценочна. Например, ваш ребёнок принёс тетрадь с выполненными упражнениями. Ой, дату перепутал! И вот тут отступы неровные… Так и хочется взять красную ручку и подчеркнуть! Уберите её подальше и возьмите зелёную. И начинайте хвалить. «Ты справился с пятью упражнениями за 40 минут, а раньше за это время делал только три, ты начал лучше понимать эту тему. Правда, ты неправильно написал дату. Но зато запятые все на месте!» И так далее. Самое главное в этой похвале — то, что мы отмечаем и плюсы, и минусы, делаем это нейтрально и действительно уделяем внимание ребёнку. Не просто мельком глянули на тетрадь — и: «Да, молодец, иди играть», — а отнеслись серьёзно к его труду.
Иллюстрации: StonePictures / Shutterstock / Fotodom