Три недели назад в якутский кинопрокат вышла премьера фильма «Зина & Леха: «Операция хвост и вымя». Фильм повествует о двух друзьях, Лехе и Кеше, которые поддались уговорам незнакомой женщины обманным путём присвоить бюджетные средства. Она придумала для них схему выигрыша гранта, а после впала в кому. Схема начала работать, а друзья решили выдать Кешу за эту женщину. Но неожиданно к ним приехал проверяющий из министерства и влюбился в Зинаиду Михайловну. Персонажи Зина и Леха стали известны еще несколько лет назад снимаясь в юмористичных роликах в социальных сетях. За первые две недели кассовые сборы фильма превысили 10 миллионов рублей. Это седьмая картина в якутском кинематографе, которая преодолела такие показатели. Ранее такой отметки достигли «Агент Мамбо», «Дьулуур: мас-рестлинг», «Агент Мамбо. Truepac», «Надо мною солнце не садится», «Тыгын Дархан» и «Пугало».
Режиссером фильма выступил сценарист, режиссер и актер «Саха академического театра им. П.А.Ойунского» Роман Дорофеев, ранее работавший над картинами «Кэскил-2», «Любовь греет», «Юбилей», «Однажды», «Вольные боотуры», «Сибэкки», «Таптал». Воспитанный в творческой семье во главе киномеханика, как признается Роман, с детства полюбил кино и мечтал снять свое. Помимо карьеры Романа мы также поговорили о его семье, комедии с огромным кассовым сбором и будущем якутского кинематографа.
О семье и детстве
Мой отец работал киномехаником, а мама — в школьном буфете. С маминой стороны у нас в роду были олоҥхосуты. Детей в нашей семье четверо — все мальчики, я младший. Старший брат преподает черчение в ЯГУ, второй окончил колледж культуры – он режиссер, третий работает в МЧС, ему передался талант рисования от отца. Я выбрал профессию актера. Отец очень любил наше российское кино: «Бриллиантовая рука», «Операция Ы», и другие фильмы Гайдая. Он любил юмор, хорошо рисовал, был творческим человеком. Они с мамой всегда участвовали в самодеятельных постановках, в местных концертах.
Как все-таки появилось желание стать актером?
На дворе были 90-е, когда у нас появились первые видеокассеты, мне показали фильм «Кошмар на улице Вязов», у меня сложилось отрицательное впечатление о фильмах. Из-за него все они казались чем-то страшным, я стал бояться и даже семье не давал смотреть кино. Затем случился бум блокбастеров и время таких великих режиссеров как Спилберг, Кэмерон, Содерберг.
Во дворе мы играли, изображая героев фильмов: кто-то был терминатором, кто-то рэмбо, кто-то робокопом или хищником. Мы болели этими фильмами.
Когда меня спросили, кем я хочу стать, я сперва сказал, что буду хирургом, а однажды увидев большую рану, передумал. Затем решил стать юристом, но снова понял, что не мое. В то время в АГИКИ открылся набор на актерские курсы, я поступил. Будучи школьником, я посещал театральный кружок, наверное, вошел во вкус. Папа был против этой профессии, в конце концов решили, что все-таки попробую. К режиссуре я пришел позже, в детстве задавался вопросом: почему в Якутии не снимают свои фильмы как в Голливуде? И вот мечта реализовалась во времена «Detsat» (творческое объединение): мы начали снимать «Кэскил».
Все было расплывчато, мы не знали, что и как, занимались самодеятельностью, учились сами на ходу. Я и сейчас не скажу, что я профессиональный режиссер, всегда есть к чему стремиться. Если в самом начале добился большого успеха, падать очень больно, поэтому нужно делать постепенно и учиться.
До сих пор на каждой съемке я чему-то учусь, преодолеваю трудности, каждый раз узнаю больше профессию. Хочется учиться все больше и больше.
Сейчас у меня двое сыновей, старший — второклассник, младший ходит в детский сад, жена — домохозяйка. Если дети захотят стать актерами, я не буду им этого запрещать. Они вырастут, пусть выберут сами, я не буду указывать им чем заниматься, они свободны в своем выборе. Но есть уйма хороших профессий, которые они могут освоить.
О профессии
Расскажите о профессии актера
Актерское искусство для меня —это, в первую очередь моя работа. И нужно относиться к этому профессионально. Не злоупотреблять этим. Бывают актеры, которые злоупотребляют: «Я — актер», подразумевая, что сделали что-то большое. Это ведь наша работа, нас четыре года этому учили: перевоплощаться, входить в роль, и я не понимаю тех, кто говорит, что не может выйти из роли. Может быть, у кого-то это так, но для меня это работа, она не сложная, но и не без этого. У каждой профессии есть свои сложности.
Актерство – это все-таки талант или этому можно научиться?
Этому можно научиться, талант составляет 30%, все остальное — это работа, практика. Если ты хочешь стать актером, тебе нужно трудиться, на одном таланте далеко не уйдешь. Нужно работать, каждый раз преодолевать себя. Если тебе дали главную роль, ты должен биться за то, чтобы зритель тебя воспринял, понял, чтобы между тобой и им образовалась связь.
Я играл Гамлета, и для меня это была борьба. Я ощущал это физически — терял два килограмма за спектакль. Нужно иметь и физический, и моральный, и психологический настрой. К каждой роли нужен свой подход, каждая роль живет другой жизнью.
Если в репертуар поставили прошлый спектакль, ты должен готовиться к нему всегда заранее, ты должен вспомнить текст, мизансцены, восстановить связь с партнером по сцене.
Вы перед каждым спектаклем ощущаете волнение? Что чувствует актер, сыграв роль и слыша аплодисменты и овации зрителей?
Да, без волнения роли не удастся. А в конце спектакля возникает полный катарсис, облегчение, удовольствие. Если твоя работа вылилась через сцену к зрителю, и он воспринял это, ты получаешь маленькое, но удовольствие.
Над чем сейчас работаете? Возможно, в процессе съемок нового фильма?
В театре сейчас мы работаем над постановкой Островского «Лес», вскоре уедем на гастроли, готовимся. Создание фильма пока только в планах, не могу сказать громко, что это случится, но в планах есть.
О «Зине и Лехе»
«Зина и Леха» — персонажи вайнов. Как пришла идея создать с ними фильм?
Я лишь мельком знал о вайнах, моя жена смотрела и показывала мне, говорила: смотри, хорошие ребята. Я сам ранее раздумывал о том, чтобы найти хороших персонажей и создать фильм. И как раз Алексей (исполнитель роли Лехи), позвонил, предложил поработать над фильмом, я посмотрел их вайны. Во мне зародился интерес. Сценарий к фильму уже писался Алексеем Амбросьевым, мы сделали кое-какие правки и начали интенсивно работать.
Расскажите о своем герое в фильме, Родионе.
Этот герой впервые появился в другом фильме — «Хэштег таптал». Я удивился, когда Алексей Амбросьев добавил его в сценарий, подумал: при чем тут Родион? Однако, зритель оказался рад его увидеть. В «Зине и Лехе» показано, как сложилась его судьба в дальнейшем: после провала своего фильма он ушел в небытие, живет у себя в деревне и там он сам себе режиссер.
Поговорим о главных героях. Алексей является опытным актером, чего не скажешь об Иннокентии. Как ему удалось сыграть перед профессиональной камерой?
Я сразу сказал, что Иннокентий будет главным героем, будет нести фильм. Между ними появилась, в хорошем смысле, конкуренция: кто лучше сыграет свою роль? Тем самым они друг другу помогали. Если бы я сказал, что главным героем станет Алексей, Иннокентий бы остался в тени. Он отлично справился.
Расскажите, как проходил отбор актеров и съемки
Съемки длились почти месяц в Хангаласском улусе, в селе Техтюр, а финал снимался в Кильдямцах. Нам очень повезло с кастом. Я сразу сказал, что у Кеши должна быть любовная линия в фильме, его возлюбленной мы сделали Елизавету и под нее писали сценарий. На роль жены Лехи сначала рассматривали другую актрису, оказалось, что у нее в этот период состоятся другие съемки, затем Алексей сказал, что есть хорошая девушка, Аюна, которая играла с ним в фильме «Враг по крови», мы дали прочитать ей сценарий, она согласилась. На роль подруги выбирали из актрис, которые не играли ранее в кино, Катя Хоютанова идеально подошла. Персонажа Ильи Шумкина я сначала хотел сделать якутом, но подумал, что нужно сделать персонажа русским для интереса. Также изначально рассматривался другой актер, но в итоге роль досталась ему. Кандидатуру Карины Семеновой тоже предложили ребята после долгих поисков.
Съемки проходили в период лесных пожаров, стоял смог и на некоторых кадрах это видно. Одну сцену пришлось переснять: там, где мой персонаж кричит: «Горим, горим!» Много времени заняла сцена с лодками — мошкара была страшная.
Будущее якутского кинематографа
Якутский кинематограф — это хорошее подспорье. У нас уже имеются большие проекты, которые получили высокие награды, есть именитые режиссеры, благодаря им якутское кино развивается. Наш кинематограф уже стоит на своих ногах. Нужно отметить, что с нами уже считаются коллеги из Москвы. Несмотря на тяжелые времена, я надеюсь, что он прорастет своими корнями глубже, что будут новые имена. Обязательно нужно продолжать развивать эту отрасль.
В будущем я бы хотел попробовать себя в новом жанре: снять, может быть, драму или трагедию. Либо триллер.
Какие фильмы нравятся нашему зрителю?
Вообще, наш народ очень любит кино. Я не видел в других регионах, чтобы зритель покупал билет за неделю до выхода фильма. Наш зритель любит все жанры, мне кажется. Большинство, конечно, комедии и фильмы ужасов.
Расскажите о сцене после титров в фильме «Зина и Леха». Это намек на продолжение?
Почему мы сделали сцену после титров? Я подумал, что, если зрителям понравится фильм, нужно намекнуть на продолжение. Пока работа над второй частью не ведется, но мы не исключаем этого. Если зритель захочет, чтобы любимые персонажи снова появились на больших экранах, продолжение должно быть таким же успешным, еще лучше.