По разным причинам детей с отставанием в речевом развитии не становится меньше.
Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления. Среди причин врачи выделяют как негативные факторы во время внутриутробного развития, так и во время родов или после рождения. В старшем возрасте у подростков преобладает закрытость в поведении и отстраненность. Им становится все сложнее выстраивать отношения при живом взаимодействии, больший интерес вызывают виртуальные друзья. Какие проблемы скрываются под отсутствием здоровых взаимоотношений и задержках в развитии мы поговорили с основательницей нейрологопедического центра «Нейрум» Нюргуяной Мун.
Мое направление – речевое развитие. Я по образованию логопед и заочно учусь на нейропсихолога. В 2014 году я открывала свой детский сад с уклоном на развитие речи, уже тогда было немало детей, которые имели с этим проблемы. Сейчас у меня своя студия «Нейрум», куда приходят дети, которые совсем не разговаривают, порой приходят те, чей диагноз – аутизм, мутизм, ЗПР, ЗРР. При мутизме дети взаимодействуют в кругу семьи, а в школе или детском саду ни с кем не разговаривают. Детей с данными диагнозами стало больше, так как на их организм влияет наша среда обитания или состояние стресса женщины во время беременности. Вторая причина — питание, раньше дети не питались фаст-фудом. Еще одна причина — гаджеты, телевизоры.
По какой программе Вы работаете с детьми?
Я работаю через нейроупражнения, потому что развитие ребёнка идет от макродвижений к микро. После каждого занятия обязательно задаю домашние задания, переписываюсь с родителями, спрашиваю, выполняют ли, с подростками переписываюсь сама. В студии я провожу как групповые, так и индивидуальные занятия. С новенькими я сначала провожу индивидуальные, затем наблюдаю, и, если вижу, что есть улучшения, можно перевести в группу. Необходимо посетить хотя бы двенадцать занятий, три раза в неделю. Результат проявляется у всех по-разному, кто-то видит их уже на первых занятиях, но, если сделать перерыв, то добиться его сложнее. Ко мне на занятия сейчас ходит 28 детей, у всех индивидуальная программа. В первые 2-3 занятия разрешаю родителям присутствовать, объясняю, зачем делаем то или иное упражнение.
Дети каких возрастов к Вам приходят?
С полутора до восемнадцати лет. По некоторым статистическим данным, в 90-х годах обнаружилась проблема в развитии детей из-за таких приспособлений как ходунки, прыгунки, на которые сажали детей, чтобы они начали ходить быстрее. Проблема в том, что по природе ребенок должен развиваться естественно, поэтапно: поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ползти по-пластунски, ходить на четвереньках, вставать и начинать ходить. На развитие так же влияет, как родился ребенок: естественным путем или через кесарево сечение.
На первой встрече узнаю у родителей о режиме сна малыша, так как мозг отдыхает с 21:00-23:00, что является самым благоприятным временем для отдыха. К сожалению, некоторые малыши засыпают с телефоном в руках.
С какими проблемами обращаются родители подростков?
Что не могут найти общий язык между собой, нет мотивации к учебе, соответственно, дети имеют плохую успеваемость. Из-за отсутствия друзей среди одноклассников, имеются только виртуальные. С ними я также работаю через нейроупражнения. Со временем дети начинают раскрываться, появляется мотивация и инициативность в учебе.
Как гаджеты влияют на развитие ребенка?
Из-за продолжительного использования телефона и телевизора, у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие, малыш ничему не учится. Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с речью, так как мало живого общения. Но, с другой стороны, сейчас мы живем в таком веке, что без гаджетов никуда, поэтому оптимальное время их использования полчаса в день.
Как Вы пришли к своему делу?
В 2001 году у моего отца случился инсульт. Когда поражена какая-то часть мозга, человек не способен двигаться как здоровый, это подтолкнуло меня взглянуть в сторону медицины. Мы начали работать с ним через упражнения для пальцев: перебирали горох, гречку, катали на руках сосновые шишки и многое другое.
Через несколько лет я родила сына. В два года он боялся многих вещей, например, кататься с горки, лазить, как его сверстники. После двух лет начал косить его правый глаз, мы обошли всех врачей-офтальмологов, но причины они не нашли. К четырем годам у него появились комплексы: «Мама, почему я такой неуклюжий?». В Краснодаре мы попали к хорошему врачу-неврологу, после обследования она сказала, что в шее есть защемление нерва, из-за этого в головной мозг плохо поступает кислород. Его состояние здоровья заставило меня начать изучать нейропсихологию, я поступила в университет, параллельно занимаясь с ним дома упражнениями. Через месяц он начал ходить по бордюру, занялся плаванием и гордился тем, что уже не боится, и у него получается.
Как вырастить здорового ребенка?
Будущим мамам я бы посоветовала тщательно планировать беременность. Во время беременности не стрессовать, тревожные мамы транслируют свои страхи, передают их ребенку, он все чувствует. Нужно быть ответственной, питаться качественной полезной едой, а когда ребенок родился, не торопить его в развитии. Многие родители сравнивают своих детей с другими: у соседки ребенок уже в три года читает, а мой нет, и давят на ребенка, пытаются учить. Не следует насильно обучать цифрам и буквам детей до пяти лет, потому что в этом возрасте левое полушарие мозга еще не работает, развивается только правое, отвечающее за творчество, поэтому дети сперва начинают рисовать, лепить. Мой сын только к шести начал интересоваться цифрами и буквами, дети интуитивно сами приходят к этому. Все дети индивидуальны.
Случай из практики: мама привела девочку семи лет, жаловалась, что она не хочет учиться, не понимает буквы и цифры, перед уроками физкультуры у нее заболевал живот или голова. В процессе занятий выяснилось, что у нее очень хорошо развито правое полушарие, она очень хорошо рисовала. На занятиях мы ориентировались на творческом направлении. Спустя время она начала осваивать и цифры, и буквы. Был необходим правильный подход.
Я говорю всем родителям, что ребенок должен развиваться интуитивно, как бог ему дал. Мы, родители, должны лишь поддержать и правильно направить. Я говорю это из своего опыта. С детства я очень хотела стать врачом, мой отец был ветеринаром, я ставила уколы своим игрушкам, все мои игры были связаны с лечением, но после девятого класса семья решила, что я должна стать учителем. Шесть лет подряд я носила звание «Учителя ученических призваний», утешала себя тем, что, значит, это мое предназначение, и дети меня любят. Я относилась к своему делу как врач, как психолог. Во время работы в школе у меня был свой класс, и пятеро из учеников жили в неблагополучных семьях, они считались трудными подростками, но я находила с ними общий язык. После школы они получили образование, и сейчас являются примерными семьянинами.
Что Вам дает работа с детьми?
Моя миссия — помогать малышам развивать речь, чтобы они начали разговаривать, а подросткам — найти свое «Я». От результата каждого моего чемпиона у меня растут крылья, и я чувствую себя счастливой.
После занятия с ребенком я всегда разговариваю с родителями. Даю советы: во-первых, никогда не нужно себя винить, даже если ребенок — инвалид. Многие говорят, это моя карма за прошлое, мое упущение. Я говорю, что все поправимо. Бог никого не наказывает, дети приходят чему-то учить нас. Я, например, начала интересоваться нейропсихологией из-за сына. Человек должен воспринимать жизнь как она есть.
Какие у Вас правила воспитания в семье?
Утро мы начинаем с нейрозарядки, а перед сном обязательно читаем. С двух лет мы учим детей помогать по дому, накрывать стол, вытирать пыль и посуду. При бытовом взаимодействии у детей развивается префронтальная зона лобной части. Сыну шесть, дочке — три, по дому у них свои обязанности. Вечерами мы играем в настольные игры, делаем друг другу сюрпризы, дети любят творить, делать поделки, рисовать. Ежедневно по вечерам после работы меня ждут сюрпризы от моих детей, например, букет из бумажных цветов, рисунок или какой-то квест. Пользоваться гаджетами они с сестрой начали после трех лет, в день — двадцать минут, они сами ставят таймер. Делают это без проблем — это привычка.
С малых лет я учу их правильно снимать стресс: рвать бумагу, бить подушку или делать дыхательные упражнения, а перед сном мы рисуем свои эмоции или сочиняем сказки про них. Они не должны держать свои негативные чувства в себе.
Если я нервничаю, я говорю детям прямо о своих чувствах, говорю, что у меня внутри просыпается «Дракоша», и поэтому я отлучусь на пять минут успокоиться. Видя это, они учатся управлять эмоциями экологично. Ни в коем случае нельзя кричать на детей, так вы только закрываете дверь перед ребенком.
Как попасть на Ваши занятия?
Записаться по номеру телефона, перед праздником я планирую продавать сертификаты на свои занятия, также действует скидка в размере 20% до конца декабря. С января арендная плата студии вырастет, придется повысить стоимость занятий. Сейчас двенадцать занятий на индивидуальной основе у меня стоят 9.500 рублей, а разовое — тысяча.
Сейчас я готовлю онлайн-курс. Это удобно, так как на занятия ко мне приезжают из улусов или мы занимаемся через видеосвязь, но иногда родителям не всегда удается найти удобное для этого время.
Всем родителям желаю терпения, любите своих детей какими они есть, всегда есть выход из любой ситуации.