Глава Якутии Айсен Николаев принял участие в совместном заседании комиссий Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Энергетика» и «Транспорт», прошедшем под председательством помощника Президента РФ, секретаря Госсовета Игоря Левитина.
Одним из вопросов, рассмотренных на заседании, стало строительство пограничного перехода Джалинда в Амурской области до провинции Хэйлунцзян Китайской народной республики и сопутствующей инфраструктуры.
Ожидается, что это будет автомобильно-железнодорожный мост через Амур, который разгрузит железнодорожные пути Восточного полигона Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Айсен Николаев отметил, что якутская сторона заинтересована в продвижении проекта. Его реализация позволит перевозить порядка 20 млн тонн различных грузов из республики в Китай. Так как уголь является грузом с низкой добавленной стоимостью, власти республики выступают за то, чтобы это была инфраструктура общего пользования без дополнительной финансовой нагрузки на грузоотправителей.
По предварительным данным, компания «Железные дороги Якутии» может выступить подрядчиком в строительстве железнодорожных подходов к пограничному переходу в Джалинде. Речь идет о заброшенном участке Сковородино – Рейново, по которому можно будет привозить грузы из Якутии.
Также рассматривается вариант возобновления работы смешанного пограничного пункта пропуска. Он позволит начать грузовые перевозки еще до окончания строительства железнодорожных путей к Джалинде. Экспортируемые из Якутии товары смогут завозить до этого пункта речным транспортом и автомобилями.
Напомним, что осенью прошлого года в рамках прошедшего во Владивостоке Восточного экономического форума власти Якутии и Амурской области подписали меморандум о сотрудничестве по проекту строительства трансграничного железнодорожного моста между Россией и Китаем «Джалинда-Мохэ».
Добыча угля в республике по итогам прошлого года выросла на 26%. В 2022 году добыто 39,2 млн тонн угольной продукции, что на 26% больше, чем в 2021 году. Экспорт угля в регионе также вырос — якутские поставки угля в восточном направлении увеличились на 23% и достигли почти 26 млн тонн, что стало максимумом за последние годы.
Тем временем, провозная способность на участке «Нерюнгри – Тында» в 2022 году выросла с 8 млн тонн почти до 22 млн. До конца 2024 года ожидается рост до 28 млн тонн.
Пресс-служба Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)