С 2020 года темпы строительства автомобильных дорог в Якутии растут от года к году, превысив по километражу ежегодно вводимых в эксплуатацию дорог любой из предшествующих годов в постсоветской истории Якутии. На 2024 год запланировано строительство ещё 184 км дорог регионального и местного значения. Ключевая задача – обеспечить бесперебойное автотранспортное обслуживание якутян.
По словам главы Якутии Айсена Николаева, который в 2019 году инициировал программу «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)», качественные автодороги повышают мобильность населения, расширяют границы свободы передвижения якутян и способствуют развитию базовых отраслей экономики, так как усиливают связанность внутреннего рынка товаров, услуг и труда.
Так, после завершения реконструкции участка дороги по маршруту Якутск-Бердигестях время в пути сократилось в два раза – с 5-6 до 2-3 часов. К населенным пунктам Кобяй и Чурапча проложена первая в истории этих поселений асфальтированная дорога – теперь степень включенности этих районов в республиканскую экономику будет только усиливаться.
Всего же к 2027 году республика построит 1,8 тыс. км дорог регионального и местного значения, в том числе в отдаленных районах и населенных пунктах. Ожидается, что объем перевезенных грузов (товары, продукты питания, сырье) между различными районами республики вырастет с 33 до 40 млн тонн. Заметно увеличится мобильность граждан. В частности, количество перевезенных пассажиров вырастет с 61 381 тыс. до 106 568 тыс. пассажиров.
Глава республики неоднократно подчеркивал, что плотная сеть автомобильных дорог стимулирует развитие предпринимательства: снижает транспортные издержки бизнеса и, соответственно, препятствует росту цен на потребительские товары.
В конце концов, развивается этнокультурный туризм, усиливается связанность территорий республики, укрепляется национальная и культурная идентичность саха. К 2024 году будет завершена реконструкция тех участков региональных дорог «Нам» и «Умнас», которые ведут к этнокомплексу «Ус Хатын», турбазе «Еланка» и национальному парку «Ленские столбы» в Хангаласском районе Якутии.
Путь от качественных дорог к прочной национально-культурной идентичности не так уж извилист, как может показаться поначалу. В этом умении видеть неочевидные связи между очевидными вещами проявляется государственный подход и системное мышление, которое позволяет проектировать и принимать решения с широкими положительными эффектами в гуманитарной и социальной сферах.