Учёные, изучающие шедевр устного народного творчества якутов, созвали из разных улусов республики потомков самых известных олонхосутов для работы над изданием энциклопедии Олонхо.
В стародавние времена имена лучших сказителей олонхо притягивали внимание жителей улусов с особой силой. Долгими зимними вечерами олонхосуты рассказывали собравшимся о мироздании, полном борьбы сил добра и зла, где главный герой задаётся универсальным философским вопросом – кто он, откуда пришёл и куда ступает. Лучший олонхосут мог держать в своей голове “километры” стихотворного текста. В его устах один сюжет искусно вплетался в следующий и сказание не останавливалось многими часами у печки-камелька. Слушатели только вздрагивали и дивились описываемым картинам мифических персонажей.
Собравшиеся 1-го декабря на форум потомки олонхосутов поведали перед составителями энциклопедии о своих именитых предках и уточнили справочные данные о них. Картотека имён лучших исполнителей олонхо, живших в Якутии, начиная с 17-го века, давно известны учёным-краеведам, но единого свода в виде фундаментальной академической энциклопедии, как ни странно, в республике еще не было. В научном издании все данные о каждом исполнителе олонхо должны быть выверены со скрупулёзной точностью.
Так, в различных источниках (особенно на интернет-сайтах) о сунтарском олонхосуте Алексее Петровиче Амвросьеве годы его жизни указаны не верно. Или одному вилюйскому сказителю не нравилось его “народное прозвище”, и он чуть ли не завещал не упоминать его под этим именем. Но земляки помнят и любят его творчество только под якутским именем, и что тогда делать в таком случае, что скажут его потомки?
Для устранения подобных казусов составители энциклопедии и созвали детей и внуков самых известных олонхосутов Якутии на республиканский форум потомков олонхосутов и знатоков-краеведов, посвящённый подготовке издания первого тома “Энциклопедии Олонхо: Олонхосуты”.