Подробности строительства новых гостиниц в Якутске стали известны на днях. Обе возводятся в рамках разработанной Стратегии развития туризма республики. Между тем у читателей возник вопрос – а насколько у нас, собственно, этот туризм-то развит?
Однозначного ответа вам никто не даст. Но многие понимают, что нам есть куда расти. Об этом же говорят результаты недавнего исследования.
Так, журнал «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели десятое ежегодное исследование. Оно посвящено развитию внутреннего и въездного туризма в стране. В частности, исследовано, насколько туристические услуги популярны у россиян и иностранцев. Документ в том числе оказался в распоряжении «ЯИ».
Пишут, что «2024 год стал для отрасли туризма вполне успешным». И это на фоне закрытых границ, дорожающих доллара и евро, роста цен на зарубежный отдых. Поэтому многие россияне предпочли провести отдых внутри страны. И это сразу дало о себе знать, в том числе негативно.
Учитывались такие критерии, как, например, уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры. Это число номеров в гостиницах и число турфирм, работающих в регионе.
Далее, доходность отрасли туризма и гостеприимства. Это доходы коллективных средств размещения; объем платных туристических услуг населению региона; оборот общественного питания на душу населения.
Играет роль популярность региона у туристов. Например, число граждан РФ, размещенных в отелях, гостиницах и так далее. важный момент – насколько популярен регион у иностранцев и где они размещаются.
Немаловажна туристическая уникальность и привлекательность. В том числе речь идет об объектах культурного наследия, включенных в Госреестр.
Другой значимый критерий – уровень преступности в регионе. Понятно, что туристы с большой неохотой будут ехать в криминогенные места.
Важно продвижение региона в медиа. Речь идет о публикациях и сообщениях в СМИ, в том числе на индексируемых новостных ресурсах с упоминанием региона.
Учитывается вклад отрасли туризма и гостеприимства в бюджет. Это поступления налогов в консолидированный бюджет РФ от деятельности гостиниц и предприятий общественного питания в регионе.
Далее, траты туристов на проживание. А именно: сколько в среднем принес денег один турист коллективным средствам размещения в регионе.
В итоге в первую, «золотую» группу входят традиционные лидеры – Москва, Санкт-Петербург, Краснодар. Алтайский край и другие. Это регионы. занявшие позиции с 31-й по 69-ю включительно. Примечательно, что в лидерах числится сибиряки и дальневосточники – Иркутская область и Приморский край. Так что наши оправдания нашей удаленностью здесь не совсем работают.
Якутия была включена во вторую, так называемую «серебряную» группу с названием «Крепкие профи», разместившись на 65 месте. Она в рейтинге описана так: Вторая, «серебряная» группа регионов зачастую имеет не меньший туристический потенциал, чем лидеры рейтинга, но отстает от них по экономическим показателям, развитости инфраструктуры и другим критериям. Совокупность набранных баллов и определила место того или иного региона в таблице».
Общий вывод звучит так:
«В Якутии тоже проводятся масштабные мероприятия, которые привлекают туристов. Национальный праздник Ысыах Туймаады, один из самых больших национальных праздников на территории России, в прошлом году собрал около 230 тысяч человек. По словам главы республики Айсена Николаева, особое внимание будет уделяться экологическому, гастро- и агротуризму. При этом ограничивающий фактор – это транспортная доступность региона и его главных достопримечательностей», — делается заключение в документе.
С одной стороны, есть рост на одну позицию – в прошлом году в этом рейтинге мы были на 66 месте. С другой стороны, мы в хвосте группы «крепких середняков» и ближе к группе «начального уровня» (с 70 по 85 место, куда вошли Калмыкия, Марий-Эл, Чукотка, Тува и так далее). Учитывая, что развитием туризма у нас на бумаге занимаются еще с «нулевых» годов, рост очень медленный.
Ранее глава Якутии заявил, что основная цель Стратегии развития туризма в Якутии – увеличить поток туристов в три раза до 700 тысяч к 2030 году. В том числе это должно быть достигнуто за счет строительства новых гостиницы в Якутске.