Раньше в Якутии погребали животных – коней, коров, быков и даже собак, что говорит об их особом статусе в системе религиозно-мифологических представлений. Отдельный интерес вызывает захоронение четвероногих друзей человека – живьем.
Собака – воплощение злого духа
Оказывается, в стародавние времена собака иногда представлялась злым духом, пожирающим детей.
Внутри жилища круглой формы диаметром три метра, раскопанного в местности Маайа Боччуотайа к северу от села Чёркёх Таттинского улуса, на глубине 25-30 сантиметров найдено захоронение двух собак, пишет профессор, доктор исторических наук Розалия Бравина в своем труде «Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XVIII века).
Собаки – самец и самка – лежали рядом на боку головой на север, передние ноги чуть подогнуты, задние ноги вытянуты назад. На каждой собаке лежит детская деревянная колыбель, уложенная вверх дном.
«Духи… были очень кровожадные. Они съели двух детей шаманки младшего брата. …Опечаленная смертью своих племянников, она камланием снизошла к духу земли и заставила там наложить намордники на своих собак». Очевидно, указанные захоронения собак совершались при исполнении каких-то охранно-оберегательных обрядов», — пишет профессор.
Таинственный ритуал с ножом
Следующее погребение, на наш взгляд, кажется очень необычным. По информации профессора Бравиной, в местности Сордонноох Вилюйского улуса при раскопке погребений в одной из могил на глубине 70-80 сантиметров были обнаружены останки двух собак, лежащих рядом. Между собаками был найден якутский нож. По преданиям, существовал обычай, согласно которому если по каким-то причинам вырытая могила оставалась не задействованной, то в ней вместо покойника хоронили собаку.
По словам Александры Прокопьевой, научного сотрудника лаборатории археологии ИГИ, это единственный известный случай погребения собак с якутским ножом.
«Судя по обнаруженным материалам, там была кузница, и, вероятно, был произведен ритуал, смысл которого нам пока не ясен. Если будут обнаружены другие подобные свидетельства, то мы сможем более обстоятельно порассуждать об истоках и смысловой нагрузке обряда», — рассказала Александра Николаевна.
Обряды
Кроме того, раньше при эпидемиях оспы, кори и других болезней шаман совершал обряд под названием «Жертвоприношение собаки северным старухам», при котором собаку хоронили живьем. Под «северными старухами» подразумевались уёр, злые духи женщин, умерших не своей смертью на Севере. Согласно поверьям, они насылали повальные болезни оспы и кори.
Излечение больного, как правило, происходило посредством ее заточения в какой-нибудь предмет: к примеру, колымский шаман Куома обманом поймал оспу в ловушку – мочевой пузырь собаки и таким образом победил ее, пишут Екатерина Романова, доктор исторических наук, руководитель Центра Интеллектуальной истории и культуры ИГИ, соруководитель лаборатории геокультурного брендинга АГИКИ и кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра интеллектуальной истории и культуры ИГИ Лена Степанова в совместном труде «Антропология болезни…».
После проведения обряда животное выводили куда-нибудь далеко в лес и оставляли привязанной к бревну. На третий день рано утром шаман с несколькими людьми шел туда и живьем зарывал собаку в землю, пишет Андрей Попов в своей книге «Камлания шаманов».
Старуха в черном
По сведениям ученых Екатерины Романовой и Лены Степановой, в народных представлениях «чужие» болезни ходили по дорогам в поисках людей, поэтому во времена страшных эпидемий оспы люди переселялись в другие места далеко от проезжих мест, убивали собак (и быков-порозов), чтобы те своим лаем и ревом не могли привлечь в дом оспу. Раньше считалось, что оспа, превратившись в женщину, все время прислушивалась в поисках мест обитания людей, и, если услышит собачий лай, человеческий голос или мычание скота, стук топора, скрип саней, узнает, что там живут люди и придет к ним.
По их материалам, в демонологической традиции коренных народов Севера наиболее была персонифицирована оспа, представляемая в разных ипостасях. Например, оспу изображали в виде худой высокой старухи или девушки. В легендах абыйских якутов оспа изображалась в образе трех девушек-сестер, которые ходили вместе. Встречаются варианты преданий, где оспа визуализируется в образе старухи в черном платье или девушки в сарафане или синем платье с синей оторочкой на торбазах и красным платком на голове. В поверьях северных якутов оспа избегала сильных холодов и не заходила далеко на Север. Этим объяснялось отсутствие оспы в Оймяконе.
По мнению профессора Розалии Бравиной, раскопки захоронений животных в основном были случайными, и планомерное их изучение может стать дополнительным источником для изучения как традиционной ритуальной культуры, так и религиозно-мифологических воззрений якутов. Ученые Екатерина Романова и Лена Степанова считают, что в анализируемом в рамках символической антропологии многовековом опыте восприятия коренными народами Севера и Арктики массовых эпидемий и применения ими сакральных стратегий по предупреждению, укрощению и преодолению повальных болезней; изучаемом психоментальном мире северного социума заложены адаптивные ресурсы бытийного кода коренных народов Севера.