Китай фильтрует платежи
Какие сложности в расчетах с партнерами в КНР испытывает российский бизнес
Бизнес снова пожаловался на проблемы в платежах с Китаем. По данным Bloomberg, прямые платежи в юанях стали практически невозможны. Сроки растянулись на месяцы, а сами банки значительно повысили комиссии. При этом китайская таможня уже второй месяц отчитывается о росте товарооборота между странами. С чем сталкиваются предприниматели? Выясняла Екатерина Вихарева.
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Торговля с Китаем превратилась в азартную игру — так крупные российские экспортеры описывают ситуацию с платежами. Теперь проблема возникла с прямыми переводами из Китая в РФ. Даже в юанях они либо замораживаются, либо сильно задерживаются. Денег приходится ждать по несколько месяцев, подтвердил гендиректор «Липецкого мяса» Сергей Оганов, компания которого экспортирует продукты в КНР: «Фактически китайские банки денег на Россию не принимают. Когда показываешь им сельхозпродукцию, они попадают на комплаенс. У нас 18 мая клиент подал заявку на перевод в Harbin Bank, мы получили деньги только 4 июля.
Идут переводы только от госкомпаний. В отношении мелкого и среднего бизнеса это превратилось в гонки по вертикали.
Наша кредитная ставка там сумасшедшая. Я не знаю, какие деньги нужно иметь в этом бизнесе для того, чтобы сейчас быть рентабельными».
С конца 2023 года расчеты с Россией ограничили крупные банки КНР, ОАЭ, Турции и Индии. Альтернативные способы оплаты найти все сложнее, жалуются экспортеры. Впрочем, некоторые китайские госбанки трансакции в РФ все же проводят, но с повышенной комиссией, поделилась наблюдениями сооснователь платформы Digital VED Анна Фомичева: «Если китайцы хотят от отделения ВТБ в Шанхае принимать денежные средства, то там тоже очень сильные перебои. Есть ряд банков на севере страны, которые продолжают принимать юани, но это тоже точечно, и средства там десять дней зачисляют.
Если нужно провести срочный платеж и речь не идет о санкционном товаре, то мы это делаем через Киргизию или Таиланд.
Хотя недавно от одного из моих клиентов за неделю дошли деньги из Bank of China в Газпромбанк. То есть нельзя говорить, что все пропало. Частично какие-то филиалы, даже в таких банках, как Bank of China, продолжают принимать денежные средства».
Тем не менее бизнес испытывает явную тревогу. Например, Российская ассоциация автодилеров предупредила, что импорт иномарок и запчастей из КНР может и вовсе остановиться. Владелец компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян ждет как минимум роста цен:
«Эффект от этой ситуации, которая сейчас приобретает массовый характер, будет виден через два-три месяца. Что-то есть на складах, какие-то партии уже оплачены, но осенью будет наблюдаться, скорее всего, удорожание автомобилей.
Также может произойти сокращение предложения в масс-сегменте, так как такие модели просто не привезут. Игрокам рынка будет интересны те авто, которые дороже и которые могут быть проданы с большой маржинальностью».
На фоне проблем с платежами эксперты удивляются статистике таможенного управления КНР. Согласно этим подсчетам, в июне экспорт в Россию увеличился на 5% в годовом выражении, превысив 70 млрд юаней. Показатель растет второй месяц подряд. Но после весеннего провала динамику нельзя считать устойчивой, уверен председатель Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич: «Конечно же, ситуация будет разрешаться так или иначе, это в ведении российского и китайского руководства. Мы фактически каждый раз конструируем индивидуально платежи для наших членов, через ВТБ не всегда проходят трансакции. Но мы рассчитываем на поддержку властей, которые должны выделить дополнительные каналы для помощи в наших взаиморасчетах».
Эта тема поднималась и во время майского визита Владимира Путина в Китай. Тогда президент заявил, что проблемы с перебоями платежей решаемы и должны поддерживаться на государственном уровне. Впрочем, с тех пор ситуация лучше не стала: «ВТБ Шанхай» приостановил зачисление юаней из материнского банка, а российская «дочка» Bank of China отказалась обрабатывать трансакции от подсанкционных банков.