Старейшая в России фабрика одежды «Глория Джинс» закрывается из-за убытков и нехватки персонала
Старейший в России производитель одежды массового сегмента — «Глория Джинс» — закрывает свои фабрики. Руководство компании констатирует, что производство одежды в нынешних условиях стало убыточным, к тому же, фабрикам не хватает персонала, поэтому намерено изменить бизнес-модель компании.
Теперь для производства одежды будут привлекать швей за рубежом, которые будут работать на аутсорсе — так получается гораздо выгоднее. Продавать эту продукцию по-прежнему будут в т.ч. и в России, через большую сеть магазинов бренда, также планируют значительно расширить зарубежные продажи через маркетплейсы, а российское производство закроют.
Немного истории. Компания «Глория Джинс» в конце 1980-х стала одним из первых кооперативов, занимавшихся пошивом джинсовой одежды. Она активно развивалась и через несколько лет начала не только продавать продукцию своего производства в России, но и даже экспортировать ее. Так бизнес проработал 37 лет и может служить примером довольно успешного бизнеса, развитого в России с нуля местным предпринимателем. Об этом говорят сегодняшние показатели компании.
99% капитала «Глории Джинс» принадлежат бизнесмену Владимиру Мельникову. Капитализация компании около года назад оценивалась в 78 млрд рублей. В апреле 2024-го Мельников вошел в глобальный список Forbes с состоянием более $1,5 млрд. Нельзя сказать, что компания умирает, наоборот, она показывала ежегодный рост выручки около 10%.
Однако в изменившихся условиях именно производить продукцию внутри страны стало нерентабельно. Помимо того, что в разы выросла стоимость персонала, а с 2025 года — еще и налоги, текстильная индустрия столкнулась с наимасштабнейшим оттоком кадров. Рентабельность бизнеса по продаже готовой продукции в таких условиях сохраняется, а вот конкретно производственная часть стала убыточной, а потому ненужной.
В частности, вот комментарии экспертов отрасли по этому поводу, которые приводит СМИ:
…Господин Мельников этот бизнес взрастил, и, конечно же, у него свое уникальное видение на рынок и на то, как развивать свой бренд. В любом случае есть стратегия, она понятна самому владельцу. В России стоимость персонала выросла в разы, их производства тоже не стали исключением в этом ряду.
…Компании, которые содержат производство в России, на сегодняшний день столкнулись с действительно объективным дефицитом кадров. Это реалии рынка, они никаким образом не связаны с финансовыми показателями компании. Ритейл-компании всегда отдают производство на аутсорсы. Наличие собственного производства — это скорее исключение из правил.
На этом фоне власти Ростовской области, где расположены фабрики «Глория Джинс», находятся в активном поиске инвесторов, которые выкупили бы производственный бизнес компании, чтобы его не закрывать. Эксперты отрасли считают, что организовать рентабельное производство одежды в России в текущей ситуации будет крайне непростой задачей, без серьезных сокращений и модернизаций там в любом случае не обойтись:
Даже если покупатель на фабрики в Шахтах, Новошахтинске и Сальске найдется, ему придется серьезно сократить мощности. Если остается какое-то швейное оборудование, то оно технологически заточено на определенную продукцию. Если мы говорим о швейных машинах, раскроечных столах, придется 70% или 80% оборудования менять. Ценность имеет персонал, у которого есть профессиональные навыки и он сосредоточен, условно, на этом предприятии. 2 тыс. рабочих мест — это много. Здесь мультипликация работает, есть же дети, пожилые. Это затронет как минимум 4-5 тыс. человек. Конечно, это серьезный вопрос.
К концу 2024 года «Глория Джинс» состояла из 700 магазинов по всей стране и 18 фабрик. Теперь этот бизнес становится в прямом смысле международным — через онлайн-платформы планирует расширить зарубежные продажи, а производить одежду будут иностранные швеи на аутсорсе.
Но любители принципа «надо развивать отечественное производство» должны огорчиться.
Напомню, что немного ранее стало известно о схожей ситуации с закрытием обувных фабрик «Юничел»: