В сентябре 2019 года агентство «Михайлов и партнеры. Аналитика» в рамках социологического проекта выяснили, что 52% детей в возрасте от 10 до 18 лет когда-либо сталкивались с агрессией в школе. В первую очередь они жалуются на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и побоях (26,6%). По мнению подростков в возрасте от 16 до 18 лет, школьников чаще всего травят за их внешний вид (43,8%) или принадлежность по национальности (33,6%). Каждый пятый опрошенный (19,7%) говорит о случаях агрессии со стороны учителей. 22% респондентов заявили о буллинге учителей учениками. Тем не менее 65% опрошенных отметили дружелюбную атмосферу в собственной школе.
При этом не все дети готовы рассказать о произошедшем — лишь 63,8% поделятся этим с родителями, 29,2% — с друзьями, учителю доверятся 19,2% школьников, никому не расскажут о происходящем 15,2% опрошенных, и лишь 0,5% обратятся в полицию.
По словам директора Психологического института Российской академии образования Павла Сергоманова порталу РБК, буллинг — это психологическое преследование, когда цель — это уничтожение, унижение личности и взятие контроля над ней. Обычно буллинг распространяется, когда структура социальной группы элементарная и люди думают, что так нормально, так было и будет всегда.
Несмотря на то, что травля не является новой проблемой в жизни школьников, о ней, как об одной из причин детского суицида говорится до сих пор недостаточно. Основная мысль, которая возникает в случае депрессии, к которой приводит травля — со мной что-то не так, я дефективный. А дальше это ощущение собственной дефективности и неуместности начинает пожирать ребенка изнутри. Единственным решением видится все закончить.
На эту важную тему мы решили поговорить с практикующим психологом, провокативным психотерапевтом, психологом-аддиктологом Светланой Сильвер.
Расскажите, как проявляется буллинг и почему? Опишите агрессора и жертву.
Прошу вас не путать буллинг с разовым конфликтом. Именно система отличает травлю от нормального конфликта (конфронтация — это норма). Повторение конфликта и станет ли он систематическим, зависит от жертвы.
Когда ребёнок совершает переход из детского сада в школу, к каждому классу прикреплен классный руководитель. Ученик стремится занять своё место под солнцем в школе всевозможными, известными ему методами. Тут устанавливается новая система, относительно устойчивая и полностью контролируемая учителем. Дети ещё маленькие и не имеют внутреннего чувства влияния.
В пятом классе система рассыпается. Классное руководство остаётся, но более формальным. Появляются новые учителя, каждый имеет свой предмет и кабинет. Исчезает привычная система, происходит сепарация. Ребёнок переступает рубеж детства, инфантильности и безответственности. У него возникают вопросы о том, кто он, какой, тут же начинается ранний пубертат, буйство гормонов и настоящая борьба за экспансию. У детей возникает желание выразить себя, заявить о себе, быть взрослыми, проявлять свои интересы и умения, часто за чужой счёт. Это происходит, когда ребёнок не получает одобрительную и поддерживающую обратную связь как со стороны семьи, так и школы. Он становится неуверенным, скованным, чувствует себя небезопасно.
К старшим классам иерархия уже выстроена: лидеры, аутсайдеры и остальные. Лидеру необходимо удержать свою позицию. Как? За счёт слабого, проигравшего. Аутсайдером может оказаться не только одноклассник, но и учитель.
Агрессор всегда выберет слабее себя. А слабость агрессор видит так: если ты не такой как я, значит слабее. Рыжий, полный, худой, длинный, карлик, очкарик, белый, чёрный, желтый — причина может быть любой.
Под прицел попадают дети со слабыми социальными навыками: замкнутые, неактивные, стеснительные, робкие, часто болеющие или на домашнем обучении. Легковозбудимые, например, все время плачут и обращаются за помощью к взрослым (ябеда), дети-аутисты. Самое печальное, когда травля происходит над детьми с ограниченными возможностями.
Буллеру важно подчинить себе, иметь власть, доминировать, контролировать, эксплуатировать, проявляться это может по-разному: оскорбления, высмеивания, присваивание кличек, угрозы, манипуляции, шантаж, а также интернет-травля. Или через социальное исключение, так сказать, изгнание из стаи: ребёнка бойкотируют, не хотят сидеть с ним за одной партой или в столовой, не принимают в команды, не хотят с ним играть, изолируют. Физическое насилие проявляется через подзатыльники, шлепки, подножки, плевки, избиение, порчу имущества. Сами агрессоры протестуют перед взрослыми, регулярно уклонятся от выполнения домашнего задания и ответов у доски.
Внешние причины поступков буллера во многом зависят от модели его семейной системы. Ребёнок формируется как личность через социальные явления в семье, установки и образы. Отношения родителей между собой, отношение родителей к ребёнку, отсутствие одного или обоих родителей, наличие или отсутствие братьев и сестёр, профессия родителей, наличие или отсутствие друзей семьи, отношения с соседями, финансовое положение семьи, религия и другое. Внутренняя причина может обуславливаться биологическими и психологическими факторами, вплоть до генетического уровня.
Агрессорами становятся дети, страдающие от домашнего насилия, физического или эмоционального, и они компенсируют свои страдания в школе.
В буллинге всегда есть три стороны: агрессор, жертва и зритель. Зритель или свидетель — важная часть буллинга. Агрессору важно самоутвердиться и для этого нужны свидетели, которые подтвердят его власть. Так происходит, когда ребёнок неспособен удовлетворить свою значимость через учебу, спорт, отношения с людьми и т.д.
Как пережитая травма в детстве может проявиться в личности жертвы в зрелом возрасте?
Пережитая травля в школе, конечно же, оставляет отпечаток. Низкий уровень самооценки приводит к отсутствию своего мнения, своих желаний, низкий потолок развития. Комплексы, синдром жертвы, инфантильный эгоизм приводят к безответственности. Социальная изоляция, отсутствие друзей, сложности знакомства с противоположным полом, тревога, беспокойство, одиночество. К сожалению, в редких случаях развиваются и тяжелые психические отклонения, которые приводят к химическим зависимостям, антисоциальному поведению, суициду.
Как понять, что ребенок является жертвой травли и как реагировать родителям?
Помимо внешних признаков, ребенок становится более замкнутым или агрессивным, начинает болеть, появляется депрессия, справиться в одиночку очень сложно. Мы все разные. У всех разная психологическая устойчивость, кто-то не воспримет на свой счет критику, а для другого это может стать травмой на всю жизнь. К сожалению, некоторые не выдерживают, не справляются, отчаиваются и находят единственный выход — смерть.
Буллинг — общественная проблема. Решать ее нужно системно, поэтапно. Главное — исключить собственные установки о том, что сор из избы не выносят. Важно помнить про манеру реагирования: не нужно со скандалом сметать все на своём пути. Во-первых, сам родитель обращается к психологу и при необходимости к юристу. «Помогите сначала себе, потом ребёнку» — золотое правило. Далее задействуйте администрацию школы, от уборщицы до директора, родителей всего класса, поскольку остальные дети — зрители, то есть соучастники. Проведите собрание, классный час. Если на этом уровне конфликт не разрешён, то обращайтесь в органы опеки, управление образования, СМИ.
Вы обязаны защитить своё дитя, дать ему место для опоры, уверенности, безопасности. Не бойтесь просить о помощи. Мы сталкиваемся с разными ситуациями в жизни и иногда мы просто бессильны.
Бывают случаи, когда родители не слышат ребенка. Что делать ребенку в таком случае?
Обратиться за помощью к классному руководителю, директору. К сожалению, сверстниками это воспринимается, как «стукачество» и осуждается, и мало кто на это идёт. Сегодня во многих школах есть психолог, это очень рабочий вариант для решения проблемы, но и туда идти также осуждаемо. Также случается, что ребёнок сам не идёт к родителю по разным причинам, но в основном это страх: осуждения, наказания, как со стороны семьи, так и школы, поэтому ребенок никому не сообщает о проблеме. Таким образом он попадает в капкан. На различных сайтах, анонимных чатах подростки более откровенны, они делятся болью с теми, кто их понимает, а кто-то даже поддерживает идею смерти.
Взрослому человеку, пережившему травлю в детстве необходима любовь, поддержка и рекомендация обратиться к психологу. Большее никто не способен дать. Никто не может за него думать, решать, чувствовать, действовать. Состоянии жертвы очень разрушительно. Можно всех обвинять, начальника, мужа, маму, одноклассника, учителя, детей и прожить токсичную жизнь, лишенную радости. А можно стать автором своей жизни. Взрослый заботится о себе сам.