Певица Валентина Романова-Чыскыырай с детства знала, что станет звездой. Каждый ее день наполнен идеями, планами, преподаванием и творчеством, тем не менее, со всем этим ей удается сохранять баланс в жизни. Мы встретились с ней и поговорили об энергии, семье, образовании и трудностях в жизни, которые закаляют.
Недавно у вас состоялся сольный концерт. Расскажите о нем.
Я долго шла к этому концерту, сначала помешал ковид, затем смерть мужа, потом мое состояние здоровья. И вот, в октябре, в культурном центре «Сергеляхские огни» состоялся аншлаг, режиссировала АмгаЛена Нотара Чыскыырай-Саха дьахтара. У меня было мало сольных концертов, но свой первый моноконцерт под названием «Время пришло» я не забуду: 2001 год, Театр оперы и балета, режиссером была моя наставница Елена Слепцова-Куорсуннаах. Это было целое шоу: атмосфера ночного клуба, стриптиз, байки. Мы долго ждали разрешения у руководства, даже консультировались с пожарниками по технике безопасности.
Вы с детства знали, что станете певицей?
Сейчас модно говорить «визуализировать», а я с детства занималась этим. Я программировала себя. Я была мечтательным ребенком. Давала «концерты» дома нашим гостям, обычно это было двухчасовое выступление. Говорила родителям, что мне нужна сцена для этого, и мне ее делали.
Какое у Вас образование?
Я долго искала себя, после восьмого класса я решила, что пойду по стопам своей учительницы пения Людмилы Афанасьевны Гурьевой. Она привела меня к сцене, творчеству, она была идеалом для меня. Сначала я поступила в педучилище номер два. Затем решила, что хочу стать поваром-кондитером, получив образование, какое-то время работала по специальности, но поняла, что чего-то не хватает. Узнала, что в колледже культуры есть народное отделение, но тогда уже опоздала на вступительные экзамены. Так, в 1993 году я попала в эстрадно-цирковое отделение, где успела пройти отбор. В 1996 году устроилась в родной театр, где до сих пор работаю. Профессия кондитера все равно пригодилась мне: в кризис 90-х я продавала пирожки и лепешки. С 1996 по 2001 годы я училась в ЯГУ на факультете национальной культуры и культурологии. Окончив ВУЗ, я все равно всю жизнь продолжаю учиться. Также я являюсь международным коучем, тренером, давала мастер-классы в Университете Лондона СОАС и Академии имени Сибелиуса в Хельсинки.
А родители не говорили, что творчество не принесет денег?
Когда я сказала маме, что хочу стать кондитером, она сказала: значит, голодать не будешь, будешь и нас кормить. Когда я сказала, что буду певицей, она ответила: тогда тебе нужна красивая прическа и обувь. Так и благословила меня. Родители меня очень поддерживали. В 1996 году, когда я должна была закончить колледж, она внезапно умерла, и так и не увидела внучку, зятя.
Для меня это было большой закалкой, в такие моменты жизнь дает выбор: либо ты ломаешься, либо становишься сильнее. Мне нравятся мои трудности, сложности. Это приземляет. После них приходят бонусы, так жизнь тебя поощряет. Думаю, одним из них стало то, что я получила звание заслуженной артистки республики. Бонус — это ключ к чему-то новому, лучшему.
Как сейчас проходит Ваш день?
У меня сейчас все импровизированно. Я не люблю, когда каждый день однообразен. Сегодня, например, я разговаривала с режиссером документального фильма обо мне, параллельно со своими ребятами пишу саундтрек для фильма «Женский голос Арктики», даю уроки по вокалу, еще хочу поставить новый моноспектакль.
Голос — это врожденный талант?
Талант передается генетически, но составляет лишь тридцать процентов, остальные семьдесят составляет упорный труд. Человек и без таланта, но много трудясь способен достигнуть больших высот. Мне очень интересно работать с учениками, которые начинают с нуля, видеть их результаты. Я занимаюсь и со взрослыми и с детьми как в Якутске, так и онлайн с учениками из разных городов страны. Даже если есть хоть грамм творчества в человеке, и он находит его — становится другим человеком. Творчество есть в любой профессии. Оно дает человеку стимул к жизни, к созиданию нового. Я, как импровизатор, всегда открываю что-то новое.
А у Вас не было желания переехать?
Одно время было. Долгое время здесь я испытывала штиль в творческом плане, хотела поменять свою родину, получить другое гражданство, у меня была такая возможность. Но в момент подписания контракта я передумала. Поняла, что мои корни здесь. Да и не смогла бы жить вдали от семьи. Затем я стала заслуженной артисткой, сыграла во многих спектаклях, мой моноспектакль «Лечу» стал лауреатом международного конкурса среди монодрам. И «Пугало». Если бы я уехала, мое «Пугало» бы не родилось.
Говоря о «Пугале». Как изменилась жизнь после фильма?
Я попала в другой мир, мир кинематографа. Когда Дмитрий отправил материал, и я ознакомилась с ним, я сразу полюбила героиню, потому что интуитивно чувствовала, что это классный проект, я сказала, что осилю роль. Я не готовилась к роли, не ходила по специалистам, не смотрела подобные фильмы, подумала, что все само придет. Единственное – я не красила волосы, это моя естественная седина, которую я очень люблю, две недели до съемки я не мыла голову. Сняла покрытие с ногтей, чтобы они были естественными. Конечно, были сложности и потери. Еще до подписания контракта на роль диагноз мужа был известен, мы старались лечить его, но из-за ковида мы потеряли время.
А как вы познакомились?
Нас связала музыка. Мы познакомились в 1997 году, и у меня в кабинете до сих пор стоит его ударная установка, которую я ему подарила, он преподавал здесь. Он посвятил свою жизнь мне, и очень меня любил.
А вы планируете дальше сниматься в фильмах?
После операции мне предлагали роль российские кинорежиссеры, но мне нужно было восстанавливаться, пришлось отказаться от проекта. Решила оберегать себя, потому что должна заботиться о дочке, поддерживать ее.
Дочь не хочет пойти по вашим стопам?
У нее сильный голос, она талантливый и музыкальный человек, пишет музыку, песни, у нее есть дар, но сейчас она не хочет связывать себя с музыкой. Думаю, когда-нибудь ее дар проснется, и она пойдет по творческому пути. Каждый человек сам выбирает свои путь, трудности, которые нужно пройти, я не имею права вмешиваться. Возможно, ее ждет совсем другой путь.
Нельзя чересчур опекать ребенка, нужно помогать, когда он просит. Мои родители всегда соглашались с моим выбором, давали свободу, поэтому я до сих пор чувствую себя свободной, никто не может прогнуть меня под какую-то власть. И я хочу видеть в дочери такое же качество.
В фильме «Пугало» у героини был сосед, который ее избивал, а когда ей предложили помощь, она отказалась мстить ему, почему?
В моей жизни тоже было такое, и я тоже отказывалась. Каждый человек имеет право на свои ошибки, потому что без них человек не учится. Своих недоброжелателей надо беречь, они же наши учителя. Без них мне было бы скучно. Без зла добро не может себя доказать, а зло — без добра. Каждый человек имеет право на исправление.
В человеке главное – оставаться человеком: будучи хоть дворником, хоть президентом, хоть королем – лишь бы человеком оставаться. Многие говорят: мои родители мной не гордятся, потому что я ничего не достиг, я не директор, не ученый, не министр. Не надо так про себя говорить. Ты стал хорошим человеком, и это не зависит от большого кресла. Это иллюзия.
А почему вам интересно именно направление этно? И как вы вдохновляетесь, пишете песни?
Я должна сохранить свою культуру. Народ отличается и познается своей этнической музыкой. Я не писатель песен, мне помогает наша литература. Взять, например, книгу поэта Семена Данилова. В каждом слове есть своя энергия, и я начинаю преображать слова в звуки. Таким образом я создаю каркас, но обязательно сохраняю энергетику слов, я не искажаю якутский язык, а многие современные мелодисты ломают, экология звука исчезает. Я работаю над энергией звука больше пятнадцати лет. Звук — это энергия, которая может как убить, так и поднять дух. Я планирую работать с энергией звука с научной стороны, привлекая медиков, космофизиков.
Что по жизни Вас поддерживает?
Моя песня «Куйаар Ырыата» (Песнь вселенной). Я написала ее еще до пандемии. Человек должен быть в гармонии с собой, а для этого ему и нужны духовные практики. У меня есть свой медитационный проект, куда приходят разные люди разных возрастов, они меняются на глазах. Я медитирую через песни, голос, звук. В мире происходит дисбаланс, материальная культура оказывает слишком большое влияние, поэтому необходимо находиться в гармонии с собой.
У Вас есть мечта?
Моя мечта — быть счастливой. Если я буду счастлива, моя дочь будет счастлива. Я счастлива, потому что свободна. Свобода — это разрешение себе делать то, что ты хочешь. Ты можешь делать все что угодно даже внутри системы.
Посмотрите на птицу в клетке: она все равно поет.
Дальнейшие планы.
Сейчас про меня снимают документальный фильм «Чыскыырай – женщина Саха», режиссеры Мила Кудряшова и Дарья Ермолаева. Мы получили грант «Культурные инициативы» при президенте страны, и с осени стартовали съемки. Близки наши новогодние проекты: 25, 28 декабря и третьего января в «Бармейстере» состоится этно-рейв шоу, мы с Uraan будем импровизировать. Приглашаем всех!
Так получилось, что на моем пути мне встречаются люди, которые направляют меня, предлагают создать, сделать то одно то другое. Они чувствую меня, какой я человек и какие возможности у меня есть. Я бы хотела поблагодарить всех, кто сейчас со мной: Айталину Ноговицыну, группу Uraan, Егора Ефимова, всех музыкантов, которые рядом со мной, моих коллег, воспитанников и воспитанниц вокального объединения «Кыырай», режиссера АмгаЛену Нотара, свою дочь, брата моего покойного супруга Валентина Парфенова и его маму Людмилу Валентиновну Парфенову, и всех моих родственников.
После интервью Валентина поделилась с нами рецептом блюда, которое украшает ее новогодний стол — брусничного пирога, который вы можете найти здесь.