Трагедия, произошедшая 27 октября в Якутске, никого не оставила равнодушными. В результате пожара офисного здания на проспекте Ленина, 3/1 погибли две девушки: 30-летняя Александра Местникова и 34-летняя Айталина Стручкова. Чтобы спастись от огня и дыма, люди выходили на карниз.
А также пострадало еще девять человек, двое из них по состоянию на 31 октября все еще находятся в крайне тяжелом состоянии в реанимации. Их жизнь поддерживают с помощью аппарата искусственной вентиляции легких. По факту пожара было заведено уголовное дело по факту причинения смерти по неосторожности. Причинами пожара называют нарушение эксплуатации электрооборудования в одном из офисов на четвертом этаже и несоблюдение правил противопожарной безопасности собственником здания.
Трагедия вызвала большой резонанс и обсуждение в обществе. Особенно они усилились после того, как очевидцы стали писать, что пожарная сигнализация не сработала, а выходы на лестницах были закрыты. Корреспондент «КП – Якутия» посетил здание и поговорил с работниками и другими очевидцами. Они рассказали, в каком кабинете и как начался пожар, а также раскрыли обстоятельства гибели двух девушек.
«Там такой дым стоял, что было темно как ночью»
В здании рабочие выносят сгоревшие двери, элементы интерьера, доски, панели. В здании еще ощутимо пахнет гарью.
Все офисы не работают, а свет горит только на первом этаже, там, где находится детский реабилитационный центр «Радуга». Первый этаж наименее пострадал при пожаре, чего не скажешь про другие. Впрочем, центр тоже пока не работает.
Четвертый этаж больше всех был охвачен огнем. Особенно эпицентр пожара – злосчастный кабинет 422, где начался пожар — он выгорел дотла.
Очевидцы расходятся во мнении, какой электроприбор загорелся. Самая вероятная версия: было включено много приборов сразу.
Охранник Андрей рассказал, как он обнаружил пожар.
– Спустился человек с 4 этажа и сказал, что из 422 кабинета идет неприятный запах гари. На пульте у меня тоже запикало. Мы взяли ключи и поднялись туда на лифте. Идем по коридору, никакого дыма не было. Только был запах гари. И бежит хозяйка кабинета Виктория, нас догнала в коридоре. Взволнованно говорит, что у нее в кабинете остался включенный кулер, паникует в общем. А я смотрю и думаю, чего из-за кулера паниковать. Открываю дверь и меня как шибануло. Там такой дым стоял, даже окна не было видно и темно, как ночью. Схватил огнетушитель, начал поливать, но потом из-за дыма стал «уплывать», сильно надышался. Присел на корточки, понизу меньше дыма. Последнее, что помню, там по всей стене, потолку и периметру окна – огонь. Очухался уже на лестнице.
Андрей говорит, что вызвали МЧС, сигнализация уже включилась и работала вовсю, но посетители и работники особо не обращали внимания, полагая, что проходит учебная тревога. На лестнице он встретил людей, которые продолжали подниматься наверх, несмотря на звуки пожарной тревоги.
– Я всем кричу: «бегом на улицу, пожар!». Стали бегать по кабинетам 3-го и 4-го этажа, кричать людям, чтобы спустились. Внизу же детский центр, там родители с детьми, но они сразу вышли.
А пожарные выходы были закрыты?
Охранники показали выходы на пожарных лестницах. Одна из них и, правда, закрыта на нижнюю щеколду. Они продемонстрировали, что выдернуть ее можно за пару секунд, после чего дверь раскрывается. Допускаем, что в панике, в дыму люди могли это не сообразить. Просто толкнулись туда, а она закрыта. Отсюда и разговоры про закрытые пожарные выходы.
Сотрудники здания в один голос утверждают, что пожарная тревога работала. Это подтверждают и некоторые арендаторы, признавшиеся, что не стали обращать внимания на сигнализацию. Реакция пошла только после криков о пожаре и от запаха дыма.
Как погибли девушки с 6-го этажа
Работница здания рассказывает, что наиболее пострадали девушки из 612 кабинета. Александра погибла в тот же день в машине скорой помощи, а Айталина двумя днями позже, в реанимации.
– Разговаривала с арендатором, чья сотрудница погибла в машине скорой, а вторая – клиентка умерла в больнице. С ее слов, они открыли дверь, вышли, увидели сильный дым. Испугались, хотели спуститься на лифте, но он уже не работал. Ну, какой лифт – пожар же. Это же во всех инструкциях написано, что нельзя пользоваться лифтом во время пожара.
От лица редакции отметим, что мы никого не обвиняем и последующие слова передаем как мнение очевидца.
По словам работницы администрации, ни арендатор, ни ее сотрудницы, не знали, где находятся пожарные лестницы. Это легко объяснимо, их офис находится на 6-м этаже прямо напротив лифта. Они всегда только им и пользовались. Спускаться по главной лестнице они испугались и вообще запаниковали.
– Девушки легли на пол возле кабинета в коридоре, где в итоге угорели до смерти. А начальница зашла обратно в кабинет. Она тоже надышалась дымом, но хоть жива осталась. Я спрашиваю, а почему вы их не затащили в кабинет. Она дает только невразумительные объяснения.
Естественно, что у каждого очевидца свое мнение о произошедшей трагедии. Во всем разберется следствие. По нашим данным, уже опрошена арендатор 422 кабинета Виктория П., а также другие очевидцы.
Стало известно, что Александра Местникова – дочь главного редактора газеты «Киин куорат» Галины Спиридоновой. Редакция «КП – Якутия» приносит соболезнования родственникам и близким погибших девушек.
Что известно о собственнике здания
По неофициальной информации, которая активно расходится в социальных сетях, административное здание по проспекту Ленина, 3/1 в советское и постсоветское время принадлежало крупной строительной организации ОАО «Востоктехмонтаж», директором которой работал уроженец Владимирской области Владимир Суслов.
В настоящее время собственником здания, за исключением нескольких отдельных кабинетов, остается ООО «Сигма», владельцем и директором которой по-прежнему является Суслов. А также пишут, что за здание отвечает заместитель Суслова – Иван Албу. Их общество винит в случившемся.
Что грозит предполагаемому виновнику пожара, где погибли люди
СУ СК РФ по Якутии завел уголовное дело по ч.1 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Максимальное наказание по этой статье: лишение свободы до двух лет.
После того как стало известно о гибели двух человек, скорее всего, статья будет переквалифицирована на более тяжелую – ч.3 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам). Здесь максимальное наказание составляет: лишение свободы до четырех лет.