На базе Арктического государственного института культуры и искусств подвели итоги III Всероссийской научно-практической конференции «Культурный код хомуса (варгана) в историческом и социокультурном пространстве», в которой приняли участие представители шести регионов страны.
В первой секции, где принимались работы о месте хомуса в традиционной культуре и музейных коллекциях, лучшими признали Марию Кириллову (студентка АГИКИ) с докладом о вкладе Луки Турнина в развитие хомусной музыки и Марию Беляеву (сотрудник Камчатского ЦНТ) за работу «Ванны яяй: история «непризнанного» музыкального инструмента (запись одной экспедиции)».
Вопросы роли хомуса в современной креативной индустрии обсудили в рамках второй секции. Лучшими докладами признали работы по опыту создания хомуса с изменяющейся тональностью Николая Бурцева (мастер-изготовитель хомуса) и варганному оформлению музыки к анимационному проекту «Гора самоцветов» Дениса Санникова (студент Намского педколледжа).
Лучшим в третьей секции, посвященной арт-терапевтическим возможностям хомуса и образовательным практикам, стал Михаил Винокуров (преподаватель ЯККИ), который изложил свою научную работу о проблеме применения деревянных хомусов в образовании. Также отметили доклад Натальи Яковлевой, Галины Пшенниковой, Марии Лыскановой и Айталены Васильевой — сотрудников детского сада «Звездочка». Они совместно защитили работу по хомусотерапии среди детей с ОВЗ, позволяющей сформировать психологическое здоровье ребенка.
«Проводимая в Якутске третья конференция по культурному коду хомуса имеет богатую и интересную историю, которая началась с 1988 года, когда была организована Всесоюзная научно-практическая конференция. На сегодня мероприятие, призванное выстроить планы работ и стратегию учреждений культуры и уточнить направления исследований хомуса, проводится каждые четыре года на межрегиональном уровне по итогам резолютивного решения в рамках второй конференции в 2019 году», — отметил директор Музея и центра хомуса народов мира Дмитрий Бястинов.
Он уточнил, что количество участников и разноплановых тем для докладов с каждым годом растет, как и география проекта. На текущей конференции участие принимают почти 100 исследователей не только из Якутии, но и Краснодарского, Камчатского и Красноярского краев, Республики Тыва, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
По словам члена оргкомитета конференции, доцента кафедры искусствоведения АГИКИ Варвары Дьяконовой, в работе конференции приняли участие ведущие специалисты из разных отраслей науки: этнографы, историки, филологи, музыковеды, искусствоведы, культурологи, педагоги, работники медицинских учреждений, а также мастера и представители различных культурных и образовательных учреждений Якутии, студенты и аспиранты.
«Участники выразили свою озабоченность недостаточной поддержкой этнокультурного наследия якутского варгана хомус и предложили ряд рекомендаций. В частности, необходимо больше внимания уделить изучению произведений хомусной музыки, продолжать проводить всероссийскую конференцию каждые четыре года и привлекать исследователей варгана из разных регионов России, — рассказала Дьяконова. — Также были даны рекомендации различным учреждениям культуры, которые включают в себя подготовку каталога варганов народов мира, организацию школы кузнечного мастерства, разработку программы по развитию хомусной музыки, строительство здания МиЦХНМ, защиту интеллектуальной собственности в области музыки хомуса и другие».
Двум федеральным вузам — АГИКИ и СВФУ, предложили также внести вклад в сохранение и развитие традиционного варганного инструмента. Так, поступило предложение открыть магистерскую программу по музыковедению в АГИКИ для специалистов традиционной музыкальной культуры, включая хомус, с участием специалистов из других регионов, а также разработать совместную с Музеем и центром хомуса народов мира образовательную программу для подготовки специалистов по хомусной музыке и этнопедагогов в регионе.
Отметим, что научно-практическая конференция проводится при поддержке АГИКИ в рамках реализации федеральной программы «Приоритет-2030. Дальний Восток» по треку «Музыка», предусматривающей изучение хомуса.