7-8 декабря 2023 г. в г. Якутске прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Функционирование государственных языков республик Российской Федерации: состояние и перспективы», приуроченная к 30-летию Академии наук Республики Саха (Якутия) и созданию Регионального центра изучения, сохранения и развития родных языков
Организаторами Конференции выступили Совет по развитию языков в Республике Саха (Якутия) при Главе Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) и Академия наук Республики Саха (Якутия). Партнерами ВНПК стали Институт гуманитарных исследований и проблем маличсленных народов Севера СО РАН и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
Примечательно то, что представительность нашей конференции была обеспечена активным участием свыше 280 исследователей языка из 20 субъектов Российской Федерации, а показательно высокий экспертный уровень сформирован участием представителей федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, общественных организаций, научно-исследовательских институтов, учреждений профессионального образования, дошкольных и общеобразовательных организаций. Зарубежными участниками стали представители Казахстана, Азербайджана, Монголии, Китайской Народной Республики и Турции.
На пленарном заседании Конференции с приветственной речью выступили: Владимиров Афанасий Семенович, заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Гильмутдинов Ильдар Ирекович, первый заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аиткулова Эльвира Ринатовна, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по просвещению, Благинин Алексей Геннадьевич, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, Бакейкин Сергей Дмитриевич, кандидат педагогических наук, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО “Информация для всех”, генеральный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, Замалетдинов Радиф Рифкатович, руководитель Центра родных языков и культур народов Российской Федерации Российской академии образования, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО, член президиума Совета при Президенте РФ по русскому языку, Дашням Лувсандамба, Президент Академии монгольских традиций, доктор экономических наук, профессор, Аргунова Алевтина Петровна, первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия).
В основной части пленарного заседания с докладом выступили президенты национальных Академий наук республик Российской Федерации: Владимиров Леонид Николаевич, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, президент Академии наук Республики Саха (Якутия) с темой своего доклада: Традиционная хозяйственная деятельность народов Республики Саха (Якутия) – фундамент сохранения национальных языков; Минниханов Рифкат Нургалиевич, доктор технических наук, профессор, президент Академии Республики Татарстан с темой доклада: «Научное, научно-методическое и технологическое сопровождение процессов сохранения и развития государственных языков субъектов Российской Федерации (на примере татарского языка в Республике Татарстан)»; Рамазанов Камиль Нуруллаевич, доктор технических наук, президент Академии наук Республики Башкортостан. Также с докладом «Героический эпос как источник сохранения и обогащения языка» выступил президент Академии наук Абхазии, доктор филологических наук, профессор Джапуа Зураб Джотович.
Предлагаем вашему вниманию стенограмму пленарных докладов президентов национальный академий наук и предваряющий комментарий по конференции руководителя Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук РС (Я) Феодосии Васильевны Габышевой. Из часового материала вы почерпнете важную информацию о состоянии работы по сохранению и изучению родных языков в наших национальных республиках России:
На пленарном заседании также выступили Веч Олеся Ярославна, главный специалист управления образования ФГБОУ «Центр международного сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации».
Хамраева Елизавета Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой Лингводидактики РКИ и билингвизма Московского пеадгогического государственного университета, начальник управления образования ФГБОУ «Центр международного сотрудничества Министерства просвещения Российской Федерации», г. Москва. Тема выступления: «Билингвальное и полилингвальное моделирование образования в российском и мировом опыте».
Содномов Сономбал Цыденович, главный эксперт Центра родных языков и культур народов Российской Федерации Российской академии образования, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ “Бурятский республиканский институт образоватльной политики”, доктор педагогических наук, профессор, г. Улан-Удэ. Тема выступления: «Сохранение родного языка в детской среде».
Харитонов Василий Сергеевич, научный сотрудник Научного центра по сохранению, возрождению и документации языков России Института языкознания Российской академии наук, Москва-Хабаровск. Тема выступления: «Практики для поддержки государственных языков республик».
В рамках конференции проведен семинар для молодых ученых и специалистов по вопросам современных образовательных технологий обучения родному языку, развития речи на родном языке, а также развитии языковой компетентности.
Основные направления конференции обсуждены на 6 секционных заседаниях.
Участники секции «Государственный язык республики в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления» отметили, что в целях расширения сфер паритетного функционирования и обеспечения устойчивого развития государственных языков Республики Саха (Якутия) необходимо разработать и обеспечить принятие правового акта, регулирующего порядок размещения органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и подведомственными бюджетными учреждениями наружной информации (аншлагов, баннеров, социальной рекламы и др.), в котором предусмотреть обязательность наличия информации на обоих государственных языках Республики Саха (Якутия).
Также они подчеркнули, что необходимо способствовать реализации переводческих проектов по разработке и размещению электронного русско-саха словаря терминов, номенклатурных обозначений, устойчивых сочетаний (клише) официально-делового стиля на общедоступных государственных интернет-сайтах; финансировать и координировать работу научных коллективов терминологов и специалистов по отраслям и другое.
В работе секции «Государственный язык республики в сфере образования» участники конференции содержательно обсудили модели полилингвального (языкового) образования, формирования двуязычия и трехъязычия; вопросы языка обучения и воспитания, преподавания учебных предметов «Родной язык» и «Государственный язык республики» в учреждениях общего и профессионального образования. Также рассмотрели вопросы создания билингвального образовательного пространства, а также о развитии родных языков в цифровой образовательной среде.
На заседании секции «Государственный язык республики в сфере науки» участники отметили, что необходимо организовать сотрудничество и координировать связь между научными сообществами филологов и сообществами, распространяющими научно-технические знания на родных языках среди населения (СМИ, издательства, образовательные организации, общественные организации языковых активистов и т.д.);включить в систему грантовой поддержки конкурсы проектов популяризации научно-технических знаний на родных языках; возродить и поддерживать институт меценатства; стимулировать потенциальных работодателей и других успешных граждан республики к оказанию поддержки талантливой молодежи из числа студентов для продвижения идей сохранения и развития родных языков и государственного статуса языка саха; разработать меры стимулирования деятельности научных работников РС(Я) по популяризации научных знаний в общем, и своих исследований, в частности посредством изложения и публикации на языке саха в периодических изданиях и устных выступлениях в электронных СМИ и другое.
Секция «Государственный язык республики в лингвистической ландшафте общественного пространства». В рамках тематики секции, отмечены схожие проблемы в национальных республиках России. В частности, рассмотрели вопросы о методиках изучения языкового ландшафта в России, особенностях терминологии, развитие языковой среды как направления региональной языковой политики, проблемах лингвистического ландшафта в аспекте экологии языка и глокальности в нем, функционировании государственных языков республик России во внешнем и внутреннем визуальном линвистическом ландшафте на примере Якутска, Мирного, Казани, Ижевска и п. Батагай Верхоянского района, необходимости систематизации и нормализации географических наименований.
Участниками секции отмечена необходимость участия государственных органов власти в развитии лингвистического ландшафта и представленности в нем государственного языка республик, объединения филологов, органов власти и непосредственных участников оформления лингвистического ландшафта (компании по изготовлению печатной продукции, в частности, вывесок, баннеров, указателей) в сфере перевода, литературных и узуальных норм языка, учреждения грантов по развитию лингвистического ландшафтра на федеральном и республиканском уровнях.
В секционном заседании «Роль личности в развитии и функционировании языка саха как государственного языка Республики Саха (Якутии)» участники отметили, что необходимоорганизовать издание, переиздание и оцифровку трудов деятелей науки и культуры, имеющих вклад в развитие и функционирование языка саха как государственного языка РС(Я); создать комиссии по реализации республиканской государственной языковой политики при администрации муниципальных образований РС(Я); разработать механизмы государственной поддержки семей, воспитывающих детей на родном якутском языке и другое.
В секционном заседании «Концепция преподавания якутского языка, литературы и культуры» обсудили вопросы внедрения основных направлений Концепции, а также проекты обеспечивающие развитие системы преподавания якутского языка, литературы и культуры и повышение качества владения родным языком.