Сегодня у нас в гостях директор Театра коренных малочисленных народов Севера Василий Романович СЛЕПЦОВ, который руководит коллективом с 2017 года. Театр был создан в 2014 году указом тогдашнего главы республики Егора БОРИСОВА на базе танцевального ансамбля «Гулун». Это самый молодой театр, в предстоящем году коллектив отмечает свой первый юбилей. Василий Романович расскажет о театре, об особенностях работы коллектива, у которого задача сохранить язык коренных народов Севера, как они справляются и т.д.
— Директором была назначена Любовь Алексеевна НИКИТИНА, она основатель нашего театра. Она была художественным руководителем — директором, в больших учреждениях у нас так принято. Но через три года Любовь Алексеевна поняла, что для более продуктивной работы надо разделить эти должности. Так она стала художественным руководителем, а я — директором. В этом начинании нас поддержал на тот момент министр культуры и духовного развития Владимир Иванович ТИХОНОВ, он это приветствовал. Так я стал заниматься хозяйством, а Любовь Алексеевна сосредоточилась на творческой деятельности нашего театра. И это правильно, так как она задает курс нашего учреждения.
— Я сам танцевал в ансамбле «Гулун», пришел в ансамбль в 2002 году. В качестве артиста танцевал до 2016 года, потом меня назначили директором по хозяйственной части.
— Скучаю ли по сцене, танцам? Конечно, скучаю, но очень сложно совмещать. У нас же все параллельно идет. Репетиции, постановки новых спектаклей. А я в это время занимаюсь документацией. Сейчас очень много ежедневных, еженедельных, ежемесячных, ежеквартальных отчетов, времени критически не хватает. Если в первое время выступал, то теперь уже нет.
— В декабре этого года на сцене нашего театра состоялась премьера спектакля «По ту сторону…». Этот спектакль поставлен артистами нашего театра, это бенефис режиссера Александра АЛЕКСЕЕВА и хореографа Анисии СКРЫБЫКИНОЙ.
У нас есть такая практика, когда артисты сами выбирают формат. Обычно артисты на своих творческих вечерах ставят концертные программы, это полностью с нуля танцевальные номера, сценография. Несколько лет назад был проведен творческий вечер троих артистов, которые сделали совместный вечер-бенефис, поставив спектакль. Эта практика всем понравилась.
Что тут скрывать, это не от хорошей жизни, потому что все реже выделяются финансовые средства на постановку новых спектаклей. Мы из того, что зарабатываем, с продажи билетов стараемся отложить на постановки. Если ставят наши артисты, то обязательно премируем их за постановку, нанимаем художника со стороны. Это дешевле, чем пригласить режиссера со стороны, так как тарифы у них начинаются от 150 тысяч и выше.
+++
ПРЕМЬЕРА-БЕНЕФИС «ПО ТУ СТОРОНУ…»
— Над спектаклем «По ту сторону…» начали работать в ноябре, артисты написали сценарий, создали новую хореографию. Этот спектакль мы назвали пластическим, драматическим. Большой упор на пластику, так как мы созданы на базе народного ансамбля «Гулун», танцевальные номера – это наш конек. У нас же много драматических театров, а наш театр помимо драматических вещей ставит акцент на пластику.
— Премьерный спектакль – это рассказ про эвенов, девушку и парня, которые попадают в пургу. И эту ситуацию они рассказывают и показывают в танце. Там, скажем, любовный треугольник, зритель сам должен составить собственное мнение. Происходило ли это наяву? Да и происходило ли вообще? В главных ролях заняты Айыына ПОНОМАРЕВА, Павел СТРУЧКОВ, Уйгу СЕМЕНОВ, а также артисты театра.
— Хочу отметить композитора, который написал музыку. Это наш работник, художник по свету Александр КОНСТАНТИНОВ — АЯМАТ, он окончил звукооператорское отделение колледжа культуры. Очень талантливый молодой человек, очень многим нашим артистам эстрады пишет музыку. Конечно, мы обратились к нему, и он очень тонко, точно передал ту ситуацию, в которую попадают наши герои, так как он сам является представителем эвенского народа. Очень большую работу проделал Александр.
— Так как это все же спектакль, то есть диалоги, артисты говорят на сцене. Есть у нас такая практика, обязательно ставить спектакль на языке того народа, чей материал мы взяли. А в этой премьере ребята говорят на русском языке.
И тут есть определенные трудности, если сделать постановку на юкагирском, то можем собрать, максимум, один зал, получается один раз показать. Наши зрители всегда спрашивают, на каком языке будет постановка? Поэтому, в основном, у нас спектакли идут на русском и якутском языках, чтобы были зрители, поэтому используем универсальные языки. В репертуаре есть спектакли на юкагирском, эвенском и эвенкийском языках.
Также мы поставили спектакль «Проклятое стойбище» о долганах, он разделен на два периода: прошлое и настоящее. Прошлое представлено песенным материалом на долганском языке.
— В сентябре на якутском языке был поставлен спектакль «Кыыс Хая» — «Девушка Гора» (режиссер Роман ДОРОФЕЕВ) по одноименной легенде тюгясирских эвенов Эвено-Бытантайского района. Эвенская поэтесса Варвара БЕЛОЛЮБСКАЯ — АРКУК переписала сценарий на эвенский язык. Мы заказали съемки, в 2024 году планируем сыграть этот спектакль на эвенском языке.
— Есть ли в нашем коллективе представители коренных малочисленных народов Севера? У нас много носителей, в основном эвены и эвенки. Но в некоторых постановках ребята заучивают тексты. Наш театр работает плотно с кафедрой северной филологии СВФУ, к нам приходят преподаватели, которые занимаются с ребятами, проводят занятия, консультируют.
— Есть ли замечания от носителей языков малочисленных народов Севера? Нет, нас поддерживают в наших начинаниях. Все-таки я считаю, что сложно быть театром коренных малочисленных народов. На территории республики проживают пять народов из КМНС. Получается, что наши артисты должны быть полиглотами, чтобы сыграть на пяти языках, поэтому где-то приходится заучивать. Спасибо нашим зрителям, консультантам, которые нас поддерживают. Мы занимаемся сохранением языков и культуры малочисленных народов.
+++
СПЕКТАКЛЬ ПОЛОН ДРАМЫ И ТРЕВОГИ
Ну, а теперь о самом спектакле, о впечатлениях. В этом театре я, признаюсь, была впервые, хотя видела работы труппы, но на других сценах. Очень уютный, компактный зал, вместимостью 70 человек. Сцена не отделена от зрителей сценической площадкой.
С первых минут музыкального оформления понимаешь, что происходит что-то ужасное, вой вьюги, пурга. Главный герой попадает во время охоты в пургу. Пытается переждать, но дни идут за днями, а ветер не унимается. И молодой человек решается пойти к стойбищу своей девушки…
В воздухе буквально витает тревога, отчаяние, безысходность, и это усиливается музыкой, настолько она пронзительна. В сценографии использованы белые шелковые полотна, которые превращаются то в чумы, то в белый снег, то в огромные сугробы, сбивают с ног. Молодой человек оказался в снежном плену разыгравшейся непогоды. Но не сдаться стихии ему помогает образ любимой девушки, которая попадает в такую же ситуацию, заблудившись среди белых снегов.
Спектакль полон драмы, очень тяжелый, по сути. Так как мы не видим луча света в этой отчаянной борьбе человека против стихии, который бы указал путь к стойбищу. И все же хочется верить, что он дошел до чума своей девушки.
+++
ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ СОСТОЯЛСЯ
Василий ПЕТРОВ, руководитель детского танцевального ансамбля «Маленькие ангелы»:
— Я был удивлен, что молодые обращаются к такой тематике. Режиссер Александр Алексеев, хореограф Анисия Скрыбыкина – они же молодые. А это драма, и они все передали языком танца. Стоит отметить, что творческий тандем состоялся. В будущем пожелал бы ребятам, чтобы они сотворили что-то светлое, не засиживаться на такой драматичной тематике.
От А до Я все продумано, есть единая драматургическая линия, которую они выдержали. Бывает же, когда художник делает одно, режиссер другое, а хореограф видит это совершенно по-иному. Все в разные стороны ушли бы тогда. Вот почему говорю, что творческий тандем состоялся. Молодые же обычно легкие темы берут. Чтоб такую драматичную историю сделать, надо иметь жизненный опыт, багаж. А они ушли в такую тему и выплыли. А могли и не выйти из этой темы, потеряться. А у них все складно получилось. С этим и поздравляю!
Сценография, костюмы неплохие.
Мне очень понравилась музыка, очень талантливый молодой человек, хорошо передал северную тему. Вот это настоящее открытие!
Конечно, этот спектакль не для субботнего отдыха. Мы же хотим в выходные прийти в театр отдохнуть, а не думать, грузиться…
Театр в поиске своего лица именно в современной тематике. Конечно, должны быть и такие спектакли, которые заставляют прочувствовать всю боль традиционной, да и современной Арктики.