Короткое описание проблемы: в связи с участившимися случаями преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий на территории Республики Саха (Якутия) в целях профилактики данного вида преступления необходимо провести масштабную огласку. C каждым годом статистика объема причиненного ущерба, к сожалению, только растет: 2021 г. — 280 млн руб. отдали якутяне мошенникам, в 2022 г. — 540 млн. руб., 2023 г. — 946 млн. руб.
Для хищения денег у граждан злоумышленники используют все более изощренные сценарии. В результате тысячи людей страдают от их действий, теряют деньги, которые в некоторых случаях копили годами. Знания о том, как противостоять мошенничеству, помогут в нужную минуту принять правильное решение.
Злоумышленники специально оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки. Мошенники могут звонить жертве, в том числе используя технологию подмены телефонных номеров, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на поддельные (фишинговые) сайты как финансовых организаций, так и любых других компаний и маркетплейсов. Они пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление, запугивая, торопя и оказывая давление на жертву или, напротив, стараясь заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Такое психологическое воздействие представляет собой методы социальной инженерии.
Как не стать жертвой мошенников: общие рекомендации
1) Не сообщайте никому и никогда паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Не публикуйте ее в социальных сетях, на форумах и каких-либо сайтах в Интернете, а также не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.
2) Если с неизвестного номера звонит сотрудник Центробанка, правоохранительных органов, государственной организации или банка с сомнительным предложением (например, сообщением о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещанием высокого дохода по вкладу, предложением перевести средства на специальный счет Центробанка и тому подобное) или по телефону запугивают и требуют быстрых действий с финансами, положите трубку. Если подозреваете, что вам звонит мошенник, позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на его сайте, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий.
3) Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят из Центробанка с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на «защищенный» или «специальный» счет, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами.
4) По возможности установите антивирус на все устройства и обновляйте его.
5) Совершайте покупки в Интернете только на проверенных сайтах. Заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты. При совершении покупок обращайте внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения (замочка).
6) Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.
Что делать, если вы стали жертвой финансового мошенничества:
Шаг № 1
Немедленно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения или личного кабинета на сайте банка. Заблокировать ее также можно через контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) или в любом его отделении.
Шаг № 2
В течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией. Также обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.
ПОМНИТЕ: если вы самостоятельно перевели деньги мошенникам или предоставили им банковские данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму.
Про типичные мошеннические схемы подробнее можно посмотреть по ссылке на сайте Банка России: https://www.cbr.ru/information_security/pmp/. На данный момент, на территории республики преобладают следующие мошеннические схемы преступлений:
1. Продажа/покупка/обмен запчастей
2. Продажа/покупка/обмен вещей на площадках Авито, Юла
3. Инвестиции денежных средств
4. Родственник попал в беду
5. Обращение от лица руководителя организации
Цель рекламы: проведение профилактики и предупреждения финансового мошенничества для населения Республики Саха (Якутия)
Период кампании: 27 марта 2024 г. с 10.00 по 22.00 ч.
Ключевые моменты
Что нужно сделать обязательно: снять stories или reels на тему финансового мошенничества. Видео (stories) можно снять в банках или повторить колл-центр, где располагаются такие мошенники.
Чего следует избегать: публикации в позднее вечернее время
Примерный сценарий:
Сториз 1 – заходим через проблему, интерес или интригу + опрос.
— боль: про мошенничество, про такую проблему, о том что достали, пример из своей жизни
Сториз 2 – даем решение.
— усиление боли: представляете сколько якутян отдали денег, все мошенники очень убедительные, даже профессоры, генералы попадаются в сети
Сториз 3 – направляем на развернутое решение.
— решение: как быть? совет, будьте финансово грамотными тогда никто не сможет вас обмануть, и ссылка на ТГ-канал ФинграмЯкутия, здесь все о финансовой грамотности Якутии
Максимально естественно будет говорить на языке целевой аудитории. Даже если ваш аккаунт в смежной нише ведется в другом стиле, найдите компромиссное решение.
В тексте через https://t.me/fingramykt если требуется.
Эмодзи и гифки помогут сократить текст и сделать его более живым и привлекательным.
Дублируйте аудиоряд подписями – часть пользователей не включает звук в сторис.
Делайте текст привлекательным, легким для чтения – в сторис не ищут глубокого контента. Истории – это в первую очередь эмоции, обратная связь и геймификация.
Часть важного или самое главное – предлагаем вынести в текст. И обязательно подписываем, что есть что. В то же время не нужно слишком много текста. Мелкий текст будет тяжело прочитать за 15 секунд, тем более если его много.
________
Контакт специалиста РЦКФГ РС(Я): Феофанова Айгылана Егоровна, 89627308898