Основатель inDriver Арсен Томский в эксклюзивном интервью Tengrinews.kz рассказал о переезде офиса компании из Якутска в Алматы, о встрече с Касым-Жомартом Токаевым и о том, по каким причинам онлайн-агрегатор пассажирских перевозок блокировали в Казахстане в 2016 году.
Арсена Томского мы записали после встречи с Касым-Жомартом Токаевым в рамках прошедшего в Астане международного технологического форума Digital Bridge.
— Арсен, у вас состоялась встреча с Президентом Казахстана. Можно узнать подробности?
С середины 2000-х годов мы начали заниматься некоммерческими проектами развития. К примеру, мы обучаем одаренных детей из детских домов и сельских школ основам программирования. Постепенно эти проекты приобрели глобальный масштаб. В следующем году на эти цели будет направлено порядка 15-25 миллионов долларов. Существенную часть расходов я финансирую из своих личных средств. Здесь, в Казахстане, мы ведем некоммерческие проекты с 2016 года. И если раньше мы начинали все эти активности у себя на родине в Якутии, и уже после запускали по другим странам и регионам, то сейчас, к сожалению, мы потеряли эту возможность из-за всем известных событий.
В этой ситуации мы надеемся сделать Казахстан базовой страной для пилотирования наших некоммерческих проектов. Мы сами будем все финансировать и реализовывать. Я об этом рассказал Касым-Жомарту Кемелевичу.
— И, получается, ваш офис полностью переезжает из России в Казахстан?
Да, большая часть сотрудников релоцируется в Алматы. На сегодня у нас 17 офисов по миру, в которых работают более 2 400 человек. Самый большой офис всей сети inDriver будет находиться в Алматы. К концу этого года у нас будет здесь около 700 человек, в следующем году уже около 1000. При этом надо уточнить, что это не штаб-квартира. Постепенно будем увеличивать долю казахстанских специалистов. Но пока есть сложности в этом процессе, так как на местном рынке пока не такое большое количество опытных IT-cпециалистов. Это неизбежно будет подталкивать такие большие IT- компании, как мы, на то, чтобы самим готовить кадры, обучать. Мы будем тратить значительные усилия на это.
Отдельно хочу отметить, что релокация крупных технологических компаний для Казахстана имеет однозначно позитивный характер. Потому что львиную часть денег мы зарабатываем вне страны и затем заводим сюда значительные суммы, чтобы выплачивать людям заработную плату. Они, соответственно, оставляют деньги здесь: платят налоги, снимают жилье, покупают товары и услуги. Идет такая живительная цепь платежей и налогов, и эти деньги не от природных ископаемых, понимаете, да? Мы неизбежно будем делать все, чтобы готовить здесь себе сильных специалистов. Плюс айтишники такие люди, которые больше не нацелены на личное обогащение, как и я, например. У меня нет серьезных активов. У меня нет дома, личного автомобиля. При этом я трачу миллионы долларов в год на некоммерческие проекты. В таком ключе, я думаю, мы и многие другие релоцируемые IT-компании будут вносить свой вклад в развитие и экономику страны.
— Как ситуация в Украине и санкции против России отразились на вашем бизнесе?
Не очень сильно. К весне 2022 года доля России от общей суммы совершаемых поездок снизилась до семи процентов, это немного для нашей компании. Для нас главным влиянием было то, что половина наших сотрудников была в России. Я много лет пытался поддерживать как можно больше рабочих мест в Якутске. Но сейчас, к сожалению, это стало невозможно. Мы пытаемся вывезти кого можно, но это очень непростая задача. У сотрудников там дети, родители, квартиры, ипотеки и все остальное. По этим причинам бывает сложно уехать. Но мы значительную часть российской команды уже перевезли в Казахстан. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить вашу страну за гостеприимство.
— inDriver появился в Казахстане раньше других сервисов такси, в декабре 2014 года. В интервью нашему изданию в 2016 году вы рассказывали, что конкурируете с «бордюром». Тогда ваш сервис пытались даже блокировать, но ситуация разрешилась. И сейчас, как мы видим, ситуация изменилась, появились новые игроки. Чувствуется ли конкуренция со стороны Uber и «Яндекс.Такси»?
В 2016-м у нас в Казахстане пытались вымогать некие влиятельные лица. Они хотели получить 50 процентов доходов здесь. И я ответил, что не дам ни 50, ни 5 процентов… Тогда они пытались нас «задушить». Но мы не сдавались и в итоге победили. Мы никогда не сдаемся и не идем на то, чтобы давать взятки. Я считаю, что коррупция — это очень большое зло.
За 4 последних года мы вышли в 45 стран, и стали вторыми в мире по число установок мобильного приложения. Эти данные общедоступны и мы можем сопоставить результаты с конкурентами. По этому параметру inDriver занимает первые места в целом ряде стран, включая Казахстан. Но надо сказать, что серьезную долю рынка в стране захватил «Яндекс», особенно в Астане и Алматы. В средних и малых городах Казахстана и в межгороде inDriver остается лидером. Думаю, что здесь дело в том, что в крупных городах людям часто важнее уровень сервиса, чем экономия. inDrive же дискаунтер, который позволяет людям ездить дешевле. Но сейчас мы переходим к этапу улучшения сервиса, масштабных рекламных кампаний и увеличения рыночной доли, и намерены побороться за столицы. А так наш главный конкурент по миру — это Uber. У них за прошедший год 100 миллионов установок, они первые. У нас — 52 миллиона установок, мы вторые. У Яндекса, например, 17 миллионов, и они на 9 месте в мире. Было бы очень интересно в ближайшие годы обогнать Uber и стать первыми. У нас есть реальный шанс на это.
— Как сейчас обстоят дела в Казахстане? Есть ли какие-то препятствия?
Сейчас нет никаких препятствий или проблем. Когда началась война в Украине, стало очевидно что нам нужно перевозить сотрудников из России и мы стали искать варианты. На нас сами вышли представители правительства Казахстана, а именно министр цифрового развития Багдат Мусин и его команда. Они стали активно к себе звать, предложили всемерную поддержку в релокации. Это, наряду с тем, что Казахстан изначально для нас очень знакомая и важная страна. Все это привело к решению релоцироваться сюда. Пользуясь случаям хочу поблагодарить за поддержку. Я думаю это один из многих знаков позитивных изменений в Казахстане, о которых я часто слышу. Это здорово.
— Как вы знаете, приложение «2ГИС» удалили из App Store. Такой риск существует и для «Яндекса». Есть ли такая угроза для вас?
Мы являемся глобальной компанией с холдинговой структурой в США и с штаб-квартирой в Калифорнии. Нас поддержали ведущие американские инвестиционные фонды. Наше приложение вне зоны риска. Для российских же компаний ситуация становится сложнее с каждым днем. Но, надеюсь до этого не дойдет. Казахстану же, на мой взгляд, в такой ситуации не стоит впадать в зависимость от одной большой компании, особенно российской.
— С другой стороны, клиенты «Яндекса» могут перейти к вам, в inDriver?
Это не та ситуация, где мы будем этому рады. Мы за честную конкуренцию.
— Задумывались ли вы над продажей компании? В какую сумму вы оцениваете сервис inDriver?
Нам делали предложения о продаже. Первая попытка была от Mail.ru Group в 2016 году. Тогда мы были небольшой компанией. Они хотели купить нас по оценке 75 миллионов долларов, мы отказались. Начиная с 2020 года к нам проявляет интерес наш главный конкурент — компания Uber. Но мы ни в коем случае не будем продавать inDriver ни одной из этих крупных корпораций. Мы идеологически с ними несовместимы. inDriver дает людям свободу, пассажир и водитель сами устанавливают цены между собой. Эти же компании стараются все контролировать, диктуют все, включая и цены. И ты не понимаешь, почему в час пик цена возросла в 2 раза. И продать им inDriver — это как будто предать себя. Так что мы нацелены на то, чтобы идти дальше, быть независимыми.
Наоборот, мы сами начинаем активно инвестировать, покупать другие компании. В этом году мы сделаем первые сделки. В этом вопросе мы тоже действуем на основе ценностей. Везде нужно отталкиваться от ценностей, миссии, самоидентификации. Это всегда дает тебе сильные ответы на все вопросы.
— Ваша книга «От Якутска до Кремниевой долины. История создания глобальной технологической компании». На форуме была представлена версия на казахском языке. По каким причинам вы решили написать книгу?
В моем случае книга как бы шла изнутри и стало невозможно ее не написать. Большей частью я написал ее во время длительных перелетов в Америку. Книга опубликована на русском и английском языках. Мне кажется, вышло очень интересно. Мне пишут много отзывов в соцсетях. Бывают пишут в стиле: «Не спал всю ночь, читал книгу. На следующее утро написал заявление об увольнении». Книга многих вдохновляет, чему я очень рад.
На нас вышел фонд Bilim Media Group во главе с руководителем Рауаном Кенжеханұлы. Он вообще большой энтузиаст в развитии казахского языка. Рауан написал, что прочитал мою книгу и остался под большим впечатлением. Предложил перевести на казахский язык и издать ее. Я согласился и по моему вышло очень здорово. Аудиокнига на казахском языке доступна в приложении KITAP. Печатная версия скоро будет в основных книжных магазинах и онлайн-сторах страны. Также я решил выкупить и подарить 1000 экземпляров сельским школам Казахстана, чтобы дети могли ее прочитать. Мне кажется, что книга — это одна из форм «отдавания», возможность поделиться своей историей, о том, как мы это сделали, вдохновить молодежь.
— А как вы сделали inDriver? Благодаря кому и чему?
Я занимаюсь технологическим предпринимательством 27 лет. За это время я создал сильное ядро команды. Она состояла из относительно небольшого числа очень крутых, опытных и сплоченных топов, в основном из Якутска, которые собственно заложили фундамент компании. Это первое. Второе, мы всегда находили смыслы для своей работы — и поэтому люди всегда работают очень мотивированно и вовлеченно. Третье — мы выбрали правильную стратегию, сделав фокус на том, чтобы делать старты с максимально высоким темпом. В некоторые месяцы мы стартовали более двадцати новых городах — это очень высокие темпы.
— Вы запускаете очень много некоммерческих проектов, но при этом вы не считаете себя благотворителем, а называете «развиватором». Почему вы хотите помогать людям?
История технологического предпринимательства — эта история внутренней силы. О том что нужно не останавливаться, несмотря ни на что. И когда ты делаешь то, что тебе очень важно, что дает тебе силы, ты становишься счастливее. К примеру, вы видите, что в супермаркете бедно одетый дедушка не может позволить себе купить продукты. И когда вы набираете, и оплачиваете ему полную корзину продуктов, то вы становитесь счастливее. Более того, вы испытываете больше счастья, чем этот дедушка. Я часто говорю всем, что нужно быть счастливым здесь и сейчас. Потребительство, яхты-виллы, предметы роскоши не принесут счастья.
— Поэтому у вас нет личного автомобиля или квартиры?
У меня уже лет 10 нет недвижимости и даже личного авто, не вижу в этом смысла. Гиперпотребительство устарело. Ведь чаще всего уже через пару дней после покупки она не несет тебе удовольствия, ты привыкаешь. Более того, эти активы начинают ограничивать твою свободу и ведут к дополнительным расходам. Но это все не говорит о том, что я живу аскетично и отказываю себе в комфорте. К примеру, я с большим удовольствием путешествую и могу арендовать все, что мне требуется. Если тебе нужно, ты можешь просто снять условную яхту или виллу на несколько дней и они будут более высокого класса, чем при покупке. Это просто разумнее. И когда-то в будущем я куплю дом, чтобы было где собирать произведения искусства, которое я люблю.
Нам, бизнес-лидерам, предпринимателям, нужно показывать позитивный пример, быть ролевыми моделями. Думаю, что капитализм заходит в тупик и нам нужно его переизобрести. Я хочу более 90 процентов своего состояния постепенно вложить в некоммерческие проекты развития. К примеру, мы сможем найти талантливого ребенка из простой семьи и помочь ему получить лучшее образование, самореализоваться в жизни. А он или она в будущем изобретет лекарство от неизлечимой болезни. Это же намного лучше, чем если ты купишь себе люксовую вещь. Покупка таких предметов не делает тебя счастливым.
— А вы счастливый человек?
Да. Ведь что такое счастье? Это когда ты живешь, как хочешь и получаешь от жизни то, что ты ждешь от нее. У меня так и я счастливый человек.
Записала Айгерим Абилмажитова. Фото: Турар Казангапов.