31 мая в Театре эстрады состоялось общее собрание, на которое пришла делегация министерства культуры и духовного развития республики во главе с замминистра Мариной СИЛИНОЙ. На собрании рассматривался единственный вопрос – коллективное письмо ил дархану от артистов эстрады, которое было опубликовано на SakhaLife. Как и следовало ожидать, минкультуры в лице присутствующей делегации полностью поддержало директора театра эстрады Татьяну ЧАРАНСКУЮ. В заслугу руководителю поставили хозяйственную деятельность театра, частичную самоокупаемость, материальное снабжение. Подписантов коллективного письма публично упрекали, оказывали психологическое давление, особенно на тех, в пользу которых поданы документы на государственные награды. Подписанты в долгу не оставались, и за словом в карман не лезли. Иногда собрание деятелей культуры и искусства напоминало базар. Доводы за и против, прозвучавшие на этом собрании, еще будут опубликованы.
А пока – предлагаем ознакомиться с мнением мэтра якутской эстрады Аркадия Михайловича АЛЕКСЕЕВА, отличника физической культуры СССР, заслуженного работника культуры Республики Саха (Якутия), лауреата премии комсомола Якутии, народного артиста Республики Саха (Якутии), композитора, член Союза журналистов России, Почетного гражданина Мегино-Кангаласского и Кобяйского улусов и г. Якутска. В театре работает целый ряд его учеников-студийцев, участников его конкурсов как «Ылла, эдэр саас». Каждый житель Якутии знает его песню «Саха ункуутэ» («Якутяночка моя») на стихи народного поэта Семена ДАНИЛОВА, которая стала визитной карточкой республики.
Аркадий АЛЕКСЕЕВ, народный артист Якутии:
— Я слышал о том, что артисты написали письмо главе республики, они меня сами уведомили об этом. Это уже давно у них идет. И то, что происходит не очень хорошо. Ушли из театра ЛЭГЭНТЭЙ, ДАЛААНА, ОЛИМПИЯ, Алена ЯКОВЛЕВА, ЧЫСКЫЫРАЙ, Костя СТЕПАНОВ.
Костя Степанов очень хороший, перспективный артист. Алена Яковлева – великолепная певица, единственная была в театре эстрады с консерваторским образованием, театр должен был ее поддерживать. Она должна была расти.
А кого-то на полставки отправила, разве это правильно? Когда у артиста — это единственная работа в театре. Раньше на полставки уходили, если имелась основная работа.
Недавно встретился в магазине с народными артистами ХАТЫЛАЕВЫМИ. Они, оказалось, работают только на полставки. Я от них услышал, был удивлен. Хатылаевы, которые представляли республику на многих форумах. Где они сейчас? Вы их сейчас слышите?
Мы теряем хороших, ярких артистов. Лучшие уходят из театра. Все говорят, что они не в ладу с Чаранской, с руководством театра
Возьмем Наталью ЯКОВЛЕВУ — Далаану. Я очень хорошо ее знаю, хотя она не имеет музыкального образования, она — бухгалтер с высшим образованием, окончила Сельхозакадемию. Но она одна из лидеров якутской эстрады, универсальная артистка. Какие у нее прекрасные внешние данные, народ ее любит. Но она уволилась, потому что Чаранская предложила после родов полставки. А у нее имя, она является автором музыки, текстов, ее песни довольно популярны, широко распространяются в нашей республике. Такими людьми не надо было раскидываться.
А остальные мои воспитанники. Лэгэнтэй и Олимпия. А где Олимпия сейчас? Я не слышу ее. Лэгэнтэй говорил, что с Чаранской невозможно работать.
Давно не выступает Аскалон ПАВЛОВ, концертов его нет. А почему? Это один из моих воспитанников, один из самых талантливых людей якутской эстрады. Он работящий, а его песни трогают людей философией. Надо его подготовить, театр должен подготовить его к сольному выступлению. А не гонять по ресторанам и заставлять петь в хоре.
ТЕАТР РАБОТАЕТ НА УРОВНЕ СЕЛЬСКОГО КЛУБА
— Считаю, что сегодня Театр эстрады работает на уровне сельского клуба. Сейчас построены прекрасные Дворцы в Майе, Чурапче, Ытык-Кюеле. Они фронтально построены, главное заботятся о людях.
А в Якутске театру эстрады правительство за 650 млн. рублей купило ночной клуб «Европа», где нет главного – зала. Но какой театр без зала? Да еще два театра в этом здании, еще и Театр танца. Где вы видели театр без зала? Нигде такого нет.
Главная ошибка театра эстрады – нет центрального стержня, нет ни одного республиканского проекта как «Этигэн Хомус», который зря упразднили. А надо было театру «свой голос» заявить, какой-то проект обязательно должен быть. Свой конкурс должен быть.
В течение года ни одного проекта, чтобы якутская эстрада выступала на сцене престижного театра оперы и балета. А надо бы!
37 человек в коллективе, все индивидуальные качественные солисты, таланты. Сольные концерты, праздничные большие концерты. Ничего нет, а это же театр.
+++
ОРГАНИЗОВАЛИ ХОР – ЭТО ЖЕ КОМЕДИЯ
— Недавно узнал, что организовали какой-то хор, заставляют известных артистов петь в хоре. Это же вообще непонятно, заставлять Аскалона Павлова, Павла СЕМЕНОВА, Александра БУРНАШОВА и САХАЮ петь в хоре? Это вообще, что такое? Зачем им хор? Для них это же пройденный этап, для Насти ГОТОВЦЕВОЙ, Аскалона Павлова, Павла Семенова, Далааны…
Молодые артисты говорят, мы организовали хор, а они отказываются петь. Правильно делают, причем тут хор. Это же комедия. Организовать хор в театре эстрады? Кто фантазирует непродуманные проекты? Они же все солисты, где вы видели такое? Хором у нас занимается театр оперы и балета, у них отдельный коллектив.
Лучше бы занялись профессиональным образованием артистов, так как нет образованных. Надо направлять в центральные эстрадные мастерские. Там сейчас свободно, как это делает Саха театр, готовит артистов целым курсом, как это было с курсом «Эстрада-72».
ТЕАТР ВЫПОЛНЯЕТ ПЛАН ЗА СЧЕТ РЕСТОРАНОВ
— Опять же возвращаюсь к тому, что воевал с директором Василием Васильевичем ФИЛИППОВЫМ. 10 лет у него работал и тогда указывал ему ошибки. Он заставлял всех артистов петь в ресторане.
И Чаранская пошла по его следу, живет и зарабатывает за счет ресторанов, а в этом клубе два зала. Таким образом выполняется план, и у министерства культуры на хорошем счету.
И сейчас это повторяется, ты народный, не народный, но все должны петь в ресторане. Это вообще непонятно. Как это так? Заслуженные люди как Сахая, Анастасия Готовцева, Александр Бурнашов, Павел Семенов, Аскалон Павлов и другие, их всех обязывают петь на увеселительных вечеринках. Что это? Дважды видел Павла Семенова и Тамару ПОПОВУ, она в ресторане поет. Больше нигде.
Молодых артистов еще можно привлечь, ради как бы практики. Но заслуженных зачем толкать в ресторан, разве они ресторанные певцы? Нельзя увлекаться ресторанным делом, надо заниматься ИСКУССТВОМ.
+++
УВЛЕКЛИСЬ СПЕКТАКЛЯМИ, А ГДЕ КОНЦЕРТЫ?
— Дальше. Увлеклись они спектаклями, но спектакли ставят в Саха театре, в Русском драмтеатре. Они прекрасно ставят спектакли, но зачем это Театру эстрады? Один-два можно, чтобы гастролировать, зарабатывать деньги. Но где концерты-то?
Зато Василий КРИВОШАПКИН один, без всякого театра проводит к праздникам по несколько концертов. А где Театр эстрады? А почему театр не проводит такие концерты, не зарабатывает?
+++
— Чаранскую хвалят как организатора, как хозяйственного руководителя, но у нее сложный характер. Я лично министру КУПРИЯНОВУ говорил, что Театр эстрады неправильно работает.
Раз она возглавляет театр, она не должна отделять кого-то от других. Нельзя так работать, раз это единый коллектив, коллективная организация. Не зря же говорят, что рыба гниет с головы.
Чаранская как понял, не особо общается, не приглашает и не зовет на мунняхи известных артистов. Надо посмотреть состав художественного совета, где обязательно должен быть народный артист Александр Бурнашов.
Надо, чтобы была независимая комиссия, которая бы услышала мнение с обеих сторон. А не односторонне принимать решения. Мы живем в демократическое время, это не советское время.
Мэтр якутской эстрады Аркадий Алексеев озвучил свое мнение о сложившейся ситуации. Тем самым, дискуссия вышла за рамки Театра эстрады. Это не дело одного коллектива, тех кто в нем работает. Театр эстрады Якутии финансируется за счет бюджета, а значит, это дело всех, кто интересуется эстрадой, культурой, искусством, шоу-бизнесом, дело всего общества и всего народа. И каждый может высказать свое мнение без того, чтоб его так или иначе пытались заткнуть.
В статье приводятся личная точка зрения и оценочные суждения Алексеева Аркадия Михайловича и автора на события, вызвавшие широкий общественный интерес.