Проект реализуется на основе соглашения между правительством региона с госкорпорацией «Ростех» и Группой «ВИС».
Якутск – единственный из ста крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Из-за этого 80% населения региона не имеет связи с «большой землёй» много месяцев в году. Мостовой переход обеспечит круглогодичную транспортную доступность 92% территории республики. Грандиозный проект реализуется на основе соглашения между правительством Якутии с госкорпорацией «Ростех» и Группой «ВИС».
Мечта нескольких поколений жителей Якутии
За последние 40 лет вопрос о необходимости моста через Лену не раз поднимался на государственном уровне. Не первое поколение якутян живёт с мыслью о строительстве моста, однако до недавнего времени перспективы его создания оставались весьма призрачными.
Новость о заключении концессионного соглашения между правительством республики и инвесторами для строительства моста была воспринята населением республики однозначно позитивно.
Реализация проекта будет способствовать развитию строительной отрасли региона, улучшению делового климата и поспособствует застройке прилегающих территорий. Для республики это будет иметь значительный эффект: создание новых рабочих мест, рост поступлений в бюджет, развитие территорий и улучшение качества жизни населения.
Снижение транспортных расходов повлияет на рост доходов граждан. Стоимость потребительской корзины жителей Якутии снизится не менее чем на 10%, существенно возрастёт транспортная доступность и транспортная подвижность населения. Ожидается, что уровень бедности снизится на 1,3%.
Звено транспортной цепи
Ленский мост соединит транспортную сеть западной и восточной части России, откроет новые логистические маршруты. Объект позволит соединить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путем.
Он позволит создать транспортно-логистический узел, где сойдутся три федеральных маршрута: железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также трассы республиканского значения. Новый мост свяжет федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй», то есть фактически Восточную часть России с побережьем Охотского моря.
Строительство Ленского моста позволит сформировать северный широтный пояс Восточная Сибирь – Мирный – Якутск – Магадан. Например, переброшенный через реку мост позволит сократить маршрут от Новосибирска до Магадана на 905 км. В будущем новый мост поможет создать международный транспортный коридор Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион.
Расширение использования ресурсного потенциала.
Богатые месторождения северо-востока России не осваиваются из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Создание моста позволит ускорить эволюцию арктических районов Востока России с точки зрения освоения балансовых и перспективных ресурсов. Стоимость разведанных запасов в зоне тяготения Ленского моста составляет около 937 млрд рублей.
Снижение затрат на вывоз продукции до 70% активизирует развитие новых конкурентоспособных производств крупнейших российских компаний в таких отраслях, как лесопереработка, производство минеральных удобрений, черная металлургия, нефтепереработка, газохимия, и повысит эффективность действующих производств.
Благодаря улучшению логистики региона рост объемов грузоперевозок возрастет до шести млн тонн. К 2028 году общий трафик по мосту, включая грузопоток, оценивается в более чем 5300 транспортных средств в сутки.
За счет разработки близлежащих месторождений поступление в федеральный бюджет от НДПИ составит 13,4 млрд рублей в год, а с учетом запасов Северного широтного пояса – 18,5 млрд рублей в год. Благодаря новому мосту увеличится приток инвестиций и в несырьевые проекты в объеме не менее 200 млрд рублей.
Уникальный проект
Ленский мост можно назвать уникальным. Проект разрабатывался с учетом особых условий строительства и эксплуатации: низкие температуры зимой, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложная логистика завоза материалов на Крайний Север.
Реализация проекта внесёт значительный вклад и в развитие инженерно-технического искусства. Здесь будут применены самые современные технологии в мостостроении, существующие сегодня в мире. Строительство будет вестись с применением самых последних технологических решений, включая BIM-технологии.
Цифры и факты
- Общая протяжённость моста с автомобильными подходами: 14,5 км;
- протяжённость моста: 4,6 км;
- расчётная скорость движения: 120 км/ч;
- прогнозный трафик: 5300 авто в сутки.
Социально-экономические эффекты:
- обеспечение круглогодичного транспортного сообщения для 70% населения Якутии;
- снижение бюджетных затрат на северный завоз;
- рост ВРП Якутии до 3% ежегодно;
- приток инвестиций в несырьевые проекты в объёме не менее 200 млрд рублей.